Ритм

Какими еще способами можно выразить структуру стихотворения «Мчатся мимо окон сани»?

Шандор Вёреш написал это стихотворение в ранней юности. В то время он жил в небольшой деревне Чёнген (интересно, что есть деревня с названием, звучащим, как звон поддужных колокольцев!).

Попробуем совместными усилиями воссоздать звуковую картину, некогда побудившую Шандора Вёреша написать свое стихотворение. Сделать это можно многими способами.

Полностью опустить текст стихотворения и «разговаривать» только при помощи музыкальных инструментов: потрясая колокольчиками и выстукивая «конский топот», например, по крышке стола.

Голландские композиторы XVI—XVII вв.

(Пьер де ля Py, Жоскен Депре) охотно включали в свои произведения такие музыкальные «забавы». Нередко прибегал к повторению темы в замедленном темпе Бах. Аналогичный прием использован и в приводимом ниже отрывке из «Танцевальной песни» для хора Золтана Кодая:С точки зрения грамматики слова, которые мы говорим или пишем, различаются как части речи: глаголы, прилагательные, существительные, числительные и т. д.

Интересно выяснить, как распределены различные части речи в словаре, то есть с какой частотой они встречаются.

Значительным стимулом к интенсификации научных исследований явилась математизация науки.

Применение быстродействующих ЭВМ проникло во все области естествознания, привело к постановке новых задач, позволило усовершенствовать методы исследования и уточнить многие положения. Успехи, достигнутые математизацией науки, оказывают воздействие на преподавание как математики, так и других научных дисциплин. Тенденции к комплексному обучению возникли сейчас в столь важном разделе педагогики, как художественное воспитание. А ведь совсем недавно мало кто помышлял о том, что художественное воспитание может стать важнейшим подспорьем в усвоении знаний и приобретении технических навыков.

Предлоги.

Среди них встречается много противоположных по значению пар: впереди — позади, вверху — внизу, до — после, с — без, ...

В близком родстве с предлогами состоят пары противоположных по значению глагольных приставок: впустить — выпустить, сочленить—расчленить, прибежать — убежать, ...

Нетрудно указать и пары противоположных наречий: тогда — сейчас, высоко — низко, быстро — медленно, там—здесь, ...

С двумя последними наречиями в тесном родстве находятся указательные местоимения : тот — этот.

По мнению Аттилы Йожефа, в венгерском языке слово, указывающее иа нечто близкое, звучит высок

До сих пор речь шла лишь о народных песнях.

Ho в повседневной жизни мы слышим много различной музыки и упорядочиваем ее в соответствии со своим вкусом: одна музыка нам нравится больше, другая меньше.

Включив наугад радио, вы можете услышать музыку самых различных жанров: оперу, танцевальную музыку, бит-музыку, джаз, симфонию, народную песню, музыку из кинофильма, народную музыку, мюзикл, романс, соло на каком-нибудь музыкальном инструменте, духовой оркестр, струнный квартет. Можно ли навести какой- нибудь порядок в этом хаотическом на первый взгляд множестве форм и жанров? Можно, причем не одним, а многими способами.

о ритмичном звучании собственных имен и фамилий

Мы даже сыграли в игру: попробовали произносить имена и фамилии в ритме известной песни, то есть подобрать имена и фамилии так, чтобы они звучали в заданном ритме. А теперь будем действовать в обратном направлении. Произнесите вслух свою фамилию и имя несколько раз подряд. Выясните, в каком ритме они звучат. He довольствуйтесь одним ритмом: чаще всего звучание имен и фамилий допускает несколько ритмических рисунков.

можно ли неограниченно увеличивать громкость звука?

Экстремальные (максимальные и минимальные) значения имеют самое непосредственное отношение к вопросу, которым мы уже интересовались, а именно: можно ли неограниченно увеличивать громкость звука? Тот же вопрос можно поставить иначе: существует ли самая громкая музыка? В такой форме наш вопрос аналогичен другому, не менее интересному вопросу: существует ли самая быстрая музыка?

Чем выше темп, тем короче промежутки времени, отделяющие один звук от другого. Попробуйте отстукать сначала равномерный, а затем все убыстряющийся ритм.

Проведите на большом листе бумаги две перпендикулярные прямые.

Смажьте штемпели краской и сделайте каждым из них по несколько отпечатков в первом квадранте, поворачивая штемпель после каждого оттиска по-другому, а в остальном совершенно произвольно. Во всех остальных квадрантах поставьте отпечатки так, чтобы
вся картина в целом была зеркально симметричной относительно проведенных прямых. Пользуясь линейкой или проводя вспомогательные прямые, параллельные двум исходным прямым, добейтесь, чтобы построенное вами зеркальное отражение было точным.

Что напоминает эта картина? Калейдоскоп.

Менуэт (3 часть сонатносимфонического цикла)

Сумеете ли вы сочинить менуэт? Можно ограничиться только ритмическим рисунком: сначала отстучать какой-нибудь ритм, затем отстучать другой и снова вернуться к исходному ритму. Ho, конечно, было бы гораздо интереснее придумать мелодии по трехчастному образцу МТМ.

При более подробном исследовании структуры менуэта выясняется, что трехчастным строением обладает не только весь менуэт, но и его первая (и последняя) треть М. Обозначим более мелкие единицы, из которых состоит М, например АВА.

Средняя часть менуэта — трио — также имеет трехчастную форму (обозначим ее компоненты CDC).