Возможности построения словесных секвенций становятся беспредельными

если не требовать осмысленности получаемых «слов» (мы уже упоминали о том, что в стихотворении Аромо расшифровке поддается только последняя строка). Следует заметить, что в стихосложении секвенцией называется не точное повторение с переносом вверх или вниз, а переносы, сопровождаемые некоторыми вариациями. Множество примеров секвенции такого рода мы находим в стихотворениях Шандора Вёрсша Вот одно из них:

По деревне в ранний час Свиней гонит свинопас.

Шум стоит, хоть падай.

Свиньи старшие ведут беседу.

Говорит сосед соседу: «Хрю! Хрю!»

Поросята помоложе

Подают свой голос тоже: «Уи! Уи!»

Свинопасу этот гам нипочем,

Знай лишь щелкает бичом.

По деревне в ранний час Пастух гонит стадо.

Шум стоит, хоть падай.

Коровы шествуют,

На ходу мыча: «Му! Му!»

Овцы блеют,

Словно кличут: «Быть беде! Бе-е! Бе-е!»

А пастух знай орет на стадо,

Будто так и надо.

По деревне в ранний час Разнес ветер птичий глас.

Шум стоит, хоть падай.

Кричат утки: «Кря! Кря!»

(Только, видно, зря, зря.)

Индюшки тоже во всю мочь: «Бур-люр-лю!»

Да ничем им не помочь.

Плачут от досады:

He берут их в стадо.

Приведите другие примеры секвенций из стихотворений различных поэтов. © Наши упражнения на построение последовательностей на этом не заканчиваются. Займемся теперь «строительством» пирамид. Существует несколько способов построения пирамид из слов. В более трудном варианте сначала выбирают какую-нибудь букву, а затем пристраивают к ней с одной стороны по букве до тех пор, пока буквосочетания образуют осмысленные слова (I). В более простом варианте новая буква не обязательно должна стоять в начале или конце строки, а может занимать любое место, то есть буквы разрешается переставлять по горизонтали (2).

Итак, пирамида из слов — это последовательность, каждый последующий член которой содержит предыдущий (точнее, все буквы предыдущего члена, расположенные, быть может, в ином порядке) и еще одну букву.

Можно построить возрастающую последовательность, каждый член которой отличается от предыдущего не на букву, а на слово.

Одним из любимых примеров простого предложения на уроках грамматики любого языка с незапамятных времен служит фраза «Собака лает».

Столь популярная фраза очень удобна для игры. Будем шаг за шагом наращивать ее, уснащая все новыми и новыми подробностями.

Собака лает.

Черная собака лает.

Черная собака лает на луну.

Черная собака лает из кустов на луну.

Черная собака лает из облетевших кустов на луну.

Косматая черная собака лает из облетевших кустов на луну в полночь.

Эту цепочку все возрастающих по длине предложений естественно назвать пирамидой предложений. Ее не обязательно изображать в виде пирамиды: столь наглядное представление о членах последовательности дает и дерево. Простое нераспространенное предложение состоит из подлежащего и сказуемого. В распространенном предложении определения и дополнения присоединяются к подлежащему и сказуемому. Расположение ветвей в кроне дерева ясно указывает, в каком порядке связаны друг с другом члены предложения.

Посмотрите внимательно на приведенные ниже ноты и сравните фрагменты мелодии, отмеченные сверху квадратными скобками.

Известный в XV в. голландский композитор Обрехт писал в основном хоровую музыку, церковную и светскую. Наш пример заимствован из партии сопрано в многоголосом произведении — мессе:

Сольмизация не только облегчает чтение нот, но и позволяет раскрыть секреты

игры, скрытые композитором в мелодии.

Взгляните еще раз на ноты, обращая внимание не столько на ритмический, сколько на мелодический рисунок. Ясны ли вам правила игры? Первый фрагмент мелодии состоит лишь из четырех нот:

Выберите какой-нибудь отрывок из очень простой мелодии. (Спойте его с закрытым ртом или просольфеджируйте — как вам удобнее.) Попробуйте затем наращивать это «ядро» мелодии, присоединяя каждый раз по одной новой ноте (разумеется, так, чтобы она согласовалась с предыдущим отрывком и звучала красиво). Сколько нот вам удастся присоединить к первоначальному' «ядру»?

Если вы намереваетесь сольфеджировать, то удобнее всего начать с записи названий нот. Это позволит вам убедиться в том, что одно и то же «ядро» допускает различные продолжения.