Воспользуйтесь тем же методом для решения следующей старинной задачи.

Пришла баба на базар торговать яйцами. Первому покупателю она продала половину всех яиц и еще пол-яйца, второму — половину оставшихся яиц и еще пол-яйца и третьему покупателю также половину оставшихся яиц и еще пол-яйца лосле чего у нее осталось 2 яйца. Сколько яиц она вынесла продавать на базар? fej)

Интересная разновидность повторений встречается в церковных обрядах: во время некоторых богослужений (в частности, при отпевании и на похоронах) священник произносит слова молитвы или псалма, а присутствующие подхватывают и повторяют их, или произносят другие слова, предписанные ритуалом (о такого рода диалогах говорится также в главе «Равновесие»). Иногда обычай вторить возгласам священника или кантора приводит к забавным недоразумениям. Об одном из них рассказывается в следующей истории, заимствованной нами из уже упоминавшегося сборника «Предания венгерских монастырей».

«По улице одного селения шла похоронная процессия. Впереди шествовал кантор, читая псалом, а шедшие сзади повторяли за ним слова нараспев. Дойдя до шатких мостков, кантор громко воскликнул:

Глядите, а мостки-то едва держатся!

Шедшие сзади повторили нараспев:

Гля-ди-и-те-е, а мост-ки-и-то-о ед-ва-а дер-жат-ся!

Разгневанный кантор заорал:

He то я сказал, болваны!

Шедшие сзади, рыдая, повторили:

Не-е то-о я ска-за-а-ал, бо-о-ол-ва-ны-ы!

Вот какая история произошла в том селении».

Это забавное предание может послужить основой для небольшой инсценировки: роль кантора следовало бы отвести солисту, а роль безутешной толпы — хору. Как, по-вашему, развивалось действие дальше? Что еще мог бы сказать кантор?

Солисты и хор поют, чередуясь, то громко, то тихо. Об этом мы уже упоминали в главе «Противоположности». Ho стоит лишь представить, как на смену солисту, чей голос звучит тихо, приходит сначала одна немногочисленная группа хора, потом к ней присоединяется другая группа, потом третья, и мы придем к такому важному понятию, как степени сравнения, о котором пойдет речь в следующей главе.

Ho вернемся еще ненадолго к повторениям. Обратим хорошо знакомую последовательность тихо-громко. У нас получится последовательность громко-тихо. Именно так звучит эхо. Ему можно подражать, напевая то громко, то тихо в одиночку и хором. Многие композиторы в своих произведениях подражали эху, но наибольшей известностью пользуется хор Орландо ди Лассо «Эхо».

Графически смену громкости при пении громко-тихо можно изобразить в виде ступени вниз:

громко

Изменению громкости тихо-громко соответствует ступень вверх:

Громко тихоЕсли громкость звучания изменяется не постепенно, а скачком, то говорят о террасной динамике в музыке.

Такая динамика встречается в народных песнях, балладах и сказках с повторениями: то, что сначала звучит громко, при повторении звучит тихо.