Упорядочив известные народные песни по двум заключительным нотам

можно построить более подробную классификацию их по третьей от конца ноте. При этом, разумеется, песни разобьются на еще более мелкие группы. Аналогичным образом можно упорядочить и песни с другими заключительными нотами, например, до, соль и ми.

Нужно сказать, что исследователи народного творчества не часто прибегают к классификации песен «по окончаниям», поскольку заключительные звуки песни не позволяют в достаточной мере судить о ее звучании в целом. И все же заключительный звук песни играет весьма важную роль, так как с ним удобно сравнивать заключительные звуки других строк песни, а по тому, на каких звуках «отдыхают» отдельные строки песни, можно многое сказать о ее структуре. Обычно эта структура отражается в основных ступенях лада, входящих в состав каденции и представляющих собой не что иное, как заключительные звуки отдельных строк песни. О числовой записи нот мы уже упоминали в главе «Последовательности». Заключительную ноту песни удобно обозначить цифрой 1 и отсчитывать от нее все остальные звуки. Например, просольфеджировав известную венгерскую народную песню «Лети, пава», мы обнаружим, что ее первая строка завершается звуком соль второй октавы, вторая и третья строки — звуком до второй октавы и четвертая строка — звуком ля первой октавы.

Сопоставляя последней ноте цифру 1, получим следующую запись опорных звуков: 5 5 3 1. Заключительный звук последней строки записывать не нужно, поскольку ему по принятому нами соглашению всегда соответствует цифра 1. Следовательно, не уменьшая информации, состав каденции можно записать более кратко: 5 3 3. (Эта запись означает, что звук ля второй октавы отстоит от звука до первой октавы на малую терцию). Номера опорных звуков убывают от первой строки к последней. Это не случайно, а отражает характерную особенность песни — нисходящую мелодическую линию.

Рассмотрим еще одну известную венгерскую народную песню «Звезды, звездочки». Ее первая строка оканчивается звуком ля первой октавы, вторая строка — звуком ми второй октавы, третья строка — звуком до второй октавы и четвертая строка — звуком ля первой октавы. Что можно сказать о мелодической линии этой песни на основании цифровой записи опорных звуков? Сравните состав каденции этой песни с составом каденции предыдущей песни. Как различие в структуре песен отражается в числах? И почему (впрочем, причин здесь несколько) и в этой главки во всей книге мы так много внимания уделяем венгерским народным песням?