Теперь замените какой-нибудь звук другим, не нарушая ритмического рисунка.

Произвести такую замену можно многими способами, например, так:

Затем замените еще один звук, например так:

(ля означает ля предыдущей октавы). Производя последовательные замены, вы получите следующие мотивы:

Спойте каждый из этих мотивов. Сравните звучание первого мотива с последним, не имеющим с исходным мотивом ни одного общего звука. Попробуйте спеть на этот мотив последнюю строку из венгерской народной песни «Эй, тюльпан, тюльпан,..». Сколько ходов, сколько замен понадобилось для того, чтобы заменить в исходном мотиве все звуки на новые? Начните всю игру снова, но на этот раз сами решайте, какой звук каким заменить. Ясно, что окончательный вариант мотива у вас получится иным, чем в нашем примере.

Если соберется несколько игроков, то игра станет еще интереснее: каждый из участников игры по очереди может изменять по одному звуку.

Еще один вариант игры: начав с отрывка из какой-нибудь песни, преобразовать его в отрывок из другой песни с тем же ритмическим рисунком, например:

Разумеется, и в этом варианте игры за один ход разрешается изменять лишь один звук, но так, чтобы он соответствовал конечной цели — песне, в которую требуется преобразовать исходную песню.

В следующей игре нам понадобятся целые числа от 0 до 100. Играть в нее нужно вдвоем. Играющие по очереди называют все возрастающие числа. Очередное число должно быть больше предыдущего не меньше чем на единицу и не больше чем на десять. (Например, если один из играющих называет число 5, то его партнер может назвать любое из чисел от 6 до 10.) Выигрывает тот, кто первым назовет число сто.

Сыграйте в эту игру несколько раз подряд. Существует ли стратегия, заведомо гарантирующая выигрыш?

Если вы будете чрезмерно строго придерживаться выигрышной стратегии, то ваш противник довольно скоро откроет, в чем секрет вашего успеха. Поэтому выигрышную стратегию целесообразно слегка маскировать. Вы можете изменить конечное число или диапазон, в котором разрешается выбирать добавку к предыдущему числу, или то и другое. (Например, выигрывать может тот, кто первым назовет число 50, а каждое число должно быть больше предыдущего не меньше чем на 2 и не больше чем на 5.) Попробуйте варьировать игру и каждый раз находить выигрышную стратегию.

Еще одна игра в слова, связанная с построением последовательности, состоит в том, что двусложные слова выстраиваются в цепочку, при этом последний слог предыдущего слова должен совпадать с первым слогом следующего, например:

ВАРАН — РАНКА — КАБАН — БАНДА — ДАТА — ТАРА —

РАДОН — ДОНЦЕ.

Запишем эту последовательность в две строки:

ВАРАН КАБАН ДАТА РАДОН РАНКАБАНДАТАРАДОНЦЕ

Члены этой последовательности как бы образуют два ряда кирпичной кладки: каждое из слов в верхней строке налегает на конец одного и начало другого слова в нижней строке, закрывая «шов» между ними.

Продолжим эти две строки до тех пор, пока снова не дойдем до исходного слова:

ЦЕНА ХАЛВА ГОНВЕД РОБА БАКАН НАХАЛ ВАГОН ВЕДРО БАБА КАНВА

Теперь нашу последовательность можно «свернуть» в кольцо. Оно получилось бы довольно большим. Обычно замкнуть кольцо удается гораздо раньше. Например, если бы построение цепочки мы начали со слова ЖАЛО, то цепочка оказалась бы двухзвенной: замкнуть ее можно было бы на слове ЛОЖА (однозвенная цепочка получилась бы из, слова МАМА, ПАПА или ТАМТАМ). Столь короткую цепочку трудно записать в виде кольца. Правда, из двух слов, составленных из одинаковых слогов, можно составить бесконечную цепочку:

ЛОЖАЛОЖАЛОЖА ЖДЛО ЖАЛО ЖАЛО Поищите другие двусложные слова, из которых при перестановке слогов получаются новые осмысленные слова.

Составляя цепочки из двусложных слов так, чтобы конечный слог предыдущего слова совпадал с начальным слогом следующего слова, мы по существу играем в своеобразное «словесное домино»:

В аналогичную игру можно играть не только со словами, но и со звуками. В качестве исходного мотива выберем мелодию какой-нибудь хорошо известной песни, а ее разработку будем импровизировать. Играть в эту игру можно в одиночку, вдвоем и даже группой.