сюрреализм — это особое направление в искусстве

Для читателей младшего поколения поясним, что сюрреализм — это особое направление в искусстве (главным образом, в литературе и живописи), представители которого в своих произведениях изображают, казалось бы, элементы реального мира, но в самых невероятных сочетаниях. Если вспомнить, как переменчива погода в апреле, то найденное Чанади сравнение нельзя не признать удачным. О человеке с неожиданными сменами настроений говорят: «переменчив, как апрель». Об апрельской погоде в народе говорят, что в ней «сам черт ногу сломит»: днем жарко, ночью холодно.

В апреле нередко можно наблюдать картину, которую несколько необычно нарисовал Чанади: «Красит сугробы, цветы ли ...» Иными словами, в пору цветения может выпасть снег. Иногда трудно понять, что белеет на ветвях деревьев: распустившиеся цветы или хлопья недавно выпавшего снега.

Четверостишие Имре Чанади построено на сопоставлении противоположностей, они уравновешивают друг друга. В жизни современной деревни (как, впрочем, и в каждом из нас) старое уживается с новым. Именно об этом и говорится в приведенном четверостишии. Взять хотя бы заключительную строку: «Вторит антеньим усам белых подштанников лес». При всей экстравагантности сравнения оно не выдумано поэтом: в наши дни в любой деревне можно увидеть и развешанное на просушку белье, и телевизионные антенны.

Уравновешивает противоположности и избранная Имре Чанади стихотворная форма. Четверостишие разбивается на двустрочники без рифмовки — так называемый дистих. О дистихе и его роли в поэзии написано немало, но для нас сейчас важно одно: число слогов может варьироваться в определенных пределах, но число стоп должно оставаться неизменным. Первая строка дистиха — гекзаметр — начинает тему, вторая — пентаметр — завершает ее. В различной природе двух строк заключено равновесие дистиха. Пентаметр также уравновешен: он состоит из двух половин, разделенных паузой (цезурой), и первая половина заканчивается подъемом, а вторая — спуском, завершая тему. Немецкий поэт Фридрих Шиллер посвятил дистиху следующий дистих:

С шелестом тихим вздымает в гекзаметре струи фонтан,

Пылью жемчужной обдав, никнет в пентаметре он.

Хотя дистих первоначально был одним из размеров античной поэзии, и древние греки писали дистихом элегии и эпиграммы, в стихотворении Имре Чанади пентаметр звучит вполне свежо и современно:

Вторит антеньим усам
белых подштанников лес.

Взяв эту строку за образец, придумайте несколько фраз, в которых противоположные понятия уравновешивали бы друг друга. Во время радиопередачи «Язык, музыка, математика» дети придумали следующий пентаметр:

Громко МЫШОНОК ПИЩИТ, I тихо шепнул бегемот.

Это — весьма хитроумный пентаметр. Противопоставление громко пищащего мышонка и тихо шепнувшего что-то бегемота весьма необычно. Ho если к тому же заметить, что в этом пентаметре шесть слов и два из них соответствуют чему-то большому, сильному (громко, бегемот), а четыре — чему-то маленькому, слабому (пищит, мышонок, тихо, шепнул), то схему равновесия этого пентаметра можно будет записать в следующем виде: Бмм ммБ (Б — большой, м — маленький).

Равновесие противоположностей реализуется в диалоге. Обе части диалога — речи каждого из двух собеседников — взаимно уравновешиваются.

Диалог, в котором одна сторона задает вопросы («вопрошает»), а другая отвечает на них («ответствует»), часто встречается в католических (например, в григорианских) песнопениях и в обрядовых песнях народов Востока, Африки, Азии и Америки. Впрочем, за примером не нужно ходить далеко: в форме «катехизисного» диалога (с вопросами и ответами) поются многие венгерские детские игровые песни. Особую известность получила песня «Ласло Лендьел» в обработке для детского хора Золтана Кодая. Из других венгерских народных песен в форме диалога назовем «Зачем отправилась, молодушка?», «Где ты бродишь, мой барашек?», «Домой идите, гуси». В зависимости от того, сколько человек задают вопросы и сколько на них отвечают, песни-диалоги можно разделить на три типа. В песнях первого типа солист спрашивает у солиста. В песнях второго типа солист задает вопросы, а отвечает ему группа голосов. Наконец, в песнях третьего типа и задают вопросы, и отвечают на них «хором» (задавать вопросы может одна группа голосов, а отвечать на них — другая). Знаете ли вы какие-нибудь песни-диалоги? К какому из трех типов они относятся?