Существуют три типа вариаций

мелодически ритмические и гармонические. Иначе говоря, композитор, разрабатывая избранную им тему, может варьировать ее мелодический рисунок, видоизменять ритм и гармонии, то есть созвучия. Разумеется, он может варьировать одновременно два или даже три элемента, с каждой вариацией все более уходя от начальной темы.

Следующий нотный пример заимствован нами из сочинения Бетховена «Шесть легких вариаций на тему швейцарской песни». Мелодия песни занимает одиннадцать тактов. Мы приводим лишь три из них, а затем по три такта каждой из шести вариаций.

Тѳма<Сравните звучание каждой вариации со звучанием исходной темы. Выясните, в какой вариации Бетховен остался ближе всего к исходной теме.

Композиторы создавали вариации не только для фортепьяно, но и для других музыкальных инструментов и даже для симфонического оркестра. Знакомы ли вам следующие произведения?

Кодай. Взлетела пава. Вариации на тему венгерской народной песни.

Бриттен. Вариации и фуга на тему Перселла.

Брамс. Вариации на тему Гайдна.

Назовите другие произведения того же жанра. Знаете ли вы вариации, написанные для других музыкальных инструментов? Перечислите их.

Существуют и такие музыкальные произведения, в которых лишь одна часть написана в форме вариаций, например какая-нибудь часть сонаты или симфонии. В таких случаях установить по названию всего произведения, что оно содержит часть, написанную в форме вариаций, невозможно. Ho стоит лишь внимательно прослушать произведения, как после первой или второй вариации вам станет ясно, что автор музыки раскрывает тему, соответствующую названию произведения, со все новой и новой стороны.

Мы уже упоминали о том, что финал Девятой симфонии Бетховена построен на вариациях на музыкальную тему «Оды к радости». Прослушайте концерт для скрипки с оркестром A-dur Моцарта. Какая из частей концерта написана в форме вариаций? Прослушайте песню Шуберта «Форель» и его фортепианный квинтег A-dur под тем же названием. Одна из частей квинтета также написана в форме вариаций на тему «Форели». Какая именно? Сколько вариаций на тему «Форели» звучит в ней?

Автор знаменитой сказки «Приключения Алисы в Стране Чудес» Льюис Кэрролл написал еще одну книгу под названием «Сквозь зеркало и что там увидела Алиса, или Алиса в Зазеркалье». Главное действующее лицо в ней, как и в первой книге, — девочка по имени Алиса.

Однажды Алиса осталась в комнате одна с черным котенком Китти и стала рассказывать все, что знала про Зазеркальный дом — страну, лежащую по ту сторону зеркала.

«Во-первых, — сказала Алиса, — там есть вот эта комната, которая начинается прямо за стеклом. Она совсем такая, как наша гостиная, Китти, только там все наоборот! Когда я залезаю на стул и смотрю в Зеркало, она видна мне вся, кроме камина. Ах, как бы мне хотелось его увидеть! Мне так интересно узнать, топят ли они камин зимой. Ho в это Зеркало как ни гляди, камина не увидишь, разве что наш камин задымит — тогда и там появится дымок. Только это, верно, они нарочно — чтобы мы подумали, будто и у них в камине огонь. А книжки там очень похожи на наши — только слова написаны задом наперед. Я зто точно знаю, потому что однажды я показала им свою книжку, а они показали мне свою...» (пер. Н. М. Демуровой).

У нас тоже есть свое Зазеркалье. Впрочем, в любой комнате, где есть зеркало, имеется и Зазеркалье, как в гостиной у Алисы. Если у вас в комнате на стене висит зеркало, то вы можете проверить правильность всего, что Алиса поведала Китти о

Зазеркалье. В гостиной, где находилась Алиса, зеркало было над камином, поэтому она и не могла увидеть камин в Зазеркалье. А какая часть вашей комнаты не видна в зеркале?

Поднесите к зеркалу раскрытую книгу и попробуйте прочитать то, что в ней написано. Удастся ли вам- разобрать зеркальный текст? К зеркальному «письму» мы еще вернемся.

Многое в Зазеркалье необычно и заслуживает внимания. В самом деле, г можно ли считать, что предметы в Зазеркалье такие же, как в действительности? Присмотритесь повнимательнее к нескольким предметам по ту сторону зеркала.