Сольмизированный вариант «музыкального лото» выглядит следующим образом

Слагаемые вами (в буквальном смысле) мотивы записывать не обязательно. Достаточно спеть их, просольфеджировать, промычать или, выбрав любой приглянувшийся вам текст, положить его на полученную мелодию и исполнить. Конец своей мелодии вы передаете следующему игроку, как эстафетную палочку.

Если у вас хорошо пойдет дело с «музыкальным домино», попробуйте испытать свои силы в работе с более крупными фрагментами из известных произведений или собственных импровизаций.

Для тех, кто не любит сольфеджировать, мы предлагаем «музыкальное домино» с наглядным изображением мелодического рисунка:

Логическая взаимосвязь между членами последовательности от- Ngwj нюдь не обязательна, хотя и вполне допустима. Рассмотрим, например,

( уже встречавшуюся нам последовательность 991, 19, 10, I, I, I, I, I, 1

Она построена по правилу: «каждый член, начиная со второго, равен сумме цифр, образующих предыдущий член».

Первую последовательность можно было бы начать не с семерки, а с какого- нибудь другого числа, например так: —2, 1, 4, 7, ... . Кроме того, ее можно было бы продолжить в другую сторону: ... , —8, —5, —2, 1, 4, 7, 10, ... . Можно ли продолжить в другую сторону остальные последовательности? Попробуйте. Что у вас получится?

Рассмотрим теперь последовательность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 1,0, I, I, 1, 2, 1, 3,

1, 4, .... Ее мы получим, «рассыпав» на отдельные цифры числа натурального ряда и оставив каждую цифру на прежнем месте (например, число 10 перейдет в члены последовательности 1, 0, стоящие в надлежащем месте). Чему равны 100-й и 1000-й члены этой последовательности?

По какому правилу построена последовательность 6646, 5535, 4424, 3313, ... . Продолжите ее.

В главе «Вариации» мы упоминали о переносе мелодии на квинту и выяснили, что заданный мотив можно сдвигать вниз (или вверх) не только на пять ступеней звукоряда, но и на четыре или три ступени, то есть на кварту или на терцию. Однако мы не упомянули о том, что довольно часто мелодия неожиданно смещается и повторяется заново с соседней (сверху или снизу) ноты.

Прослушайте внимательно следующую песню:

іСравните такты, отмеченные сверху фигурными скобками. Просольфеджируйте их отдельно. И по нотной записи, и на слух заметно, что все четыре такта содержат одни и те же мелодические элементы, но начальные ноты постепенно понижаются (каждый раз на одну ступень звукоряда):

Спойте эту мелодию по цифровой записи (полагая до = ]). Кстати, в этой записи вы обнаружите уже знакомую вам числовую последовательность.