Рассмотрим начальную строку одной венгерской народной песни «За двумя деревьями сияла луна».

Члены этого предложения можно разделить на три группы. В первую группу входит дополнение вместе с определением. Дополнение выражено существительным с предлогом (за деревьями), определение — количественным числительным (двумя). Во вторую группу входит сказуемое. Оно выражено глаголом (сияла). Наконец, третья группа состоит из подлежащего, оно выражено существительным (луна). Заменив каждое слово другим так, чтобы получилось новое вполне осмысленное предложение, мы можем сохранить структуру исходного предложения. Например, однотипной структурой обладает такое предложение, как «В трех соснах заблудился» (подлежащее опущено, но легко восстанавливается по форме глагола).

В качестве примера для грамматического разбора можно было бы взять пословицу «У семи нянек дитя без глазу»:

У семи нянек дитя без глазу

определение к дополнению числительное

Перед нами некая типовая грамматическая конструкция, которую в большинстве случаев можно рассматривать независимо от ее содержания. Точно такой же структурой обладает следующее математическое выражение:

Обычно используются такие структуры, в которых знак операции выбран заранее и свободными остаются только места для чисел. Их обычно обозначают какими-ни- будь специальными знаками. Более подробно о выражениях с «вакантными местами» мы расскажем в главе «Структура».

Параллелизм в музыке означает, что две мелодии звучат одновременно, причем интервал между звуками в любой момент времени остается одним и тем же. До сих пор мы выбирали этот интервал равным октаве, хотя две одинаковые мелодии могут отстоять друг от друга и на меньший интервал, насчитывающий, например, 7, 6, 5, ... ступеней звукоряда. Мы упоминаем об этом потому, что с интервалом в пять ступеней звукоряда, известным под названием квинта, нам приходилось встречаться в главе «Вариации».

Необходимо, однако, отметить одно важное отличие. Когда в главе «Вариации» мы говорили о секвенции на квинту, то речь шла об исполнении вдвоем одной мелодии: один исполнитель должен был спеть или сыграть на каком-нибудь музыкальном инструменте первую половину мелодии, а другой — вторую половину, которая на квинту ниже или выше первой. Так, в нотном примере на стр. 33 приведены две начальные строки из венгерской народной песни «Эй, с Дуная ветер злой». Запишите их теперь не одну за другой, а одну под другой и исполните с кем-нибудь не по очереди, а одновременно, на два голоса. Пусть один из вас споет верхнюю строку, а второй — нижнюю. Разумеется, в более трудном положении окажется тот, кому достанется исполнять песню с середины. Если спеть сразу на два голоса вам с приятелем будет трудно, то можно прибегнуть к маленькой хитрости: пусть один из вас споет песню от начала и до конца, а другой вступит, начав также с самого начала, когда первый допоет до второй половины песни (как если бы это был канон).