Пусть каждый ваш удар приходится на четыре четвертных ноты исходного ритма.

Такой удар соответствует целой ноте:°(»ю-а-а-а). Интересно воспроизвести целые на каком-нибудь подручном «инструменте», звучащем достаточно звонко: на металлическом треугольнике, на булавке, воткнутой во что-нибудь деревянное, на туго натянутой резинке и т. д. Если вы еще учитесь в школе, то целые, извлекаемые вами из этого инструмента, по всей видимости будут самыми крупными длительностями, которые звучат вокруг вас.

Вернемся теперь снова к четвертным нотам и будем не замедлять, а ускорять темп. Если темп ускорить вдвое по сравнению с первоначальным, то длительность

каждой ноты составит одну восьмую: Js) (тії) или, если объединить «восьмушки»

в пары: (тити). Ускорив темп еще вдвое, мы получим шестнадцатые: или если каждую шестнадцатую записать в отдельности:

(риририри). Расположим все ноты в порядке возрастания их длительности от шестнадцатой до целой, увеличивая каждый раз длительность вдвое по сравнению с предыдущей:

Мы начали с того, что приняли за исходную четвертную ноту и сравнивали с ней длительности всех остальных нот. Теперь займемся самой четвертной нотой. Долго она звучит или коротко? С нотами какой длительности надлежит сравнивать звучание четвертной ноты, чтобы прочувствовать ее длительность? Только с такими, которые превосходят ее по длительности, или с теми, которые короче четвертной?