Прослушайте слова песенки, а затем их сольмизацию.

А теперь перемешаем кружки и разложим их в произвольном порядке, сохранив при этом первоначальный ритм. (Затем, если угодно, можно изменить и ритм.) Предположим, у нас получилась такая «песенка»:

Послушайте, как звучит ее сольмизация. Интервал соль-ми заведомо благозвучен.

Прослушав новую песенку несколько раз, попытайтесь положить на ее музыку слова исходной песенки «Жип-жуп, кендержуп...» У вас получится новая считалочка, даже отдаленно не напоминающая по своему мелодическому рисунку ту, с которой мы начали.

Переложив кружки по-другому, вы получите другую песенку. Попробуйте несколько вариантов, оцените их на слух.

Te, кто приобрел достаточный навык в чтении нот, может аналогичным образом проварьировать более сложную песенку или даже более сложный мотив.

Рассмотрим, например, уже известную нам венгерскую народную песню «Лес мой, лес мой» (с ее ритмом мы уже встречались в предыдущей главе):

«Сложите» эту песню из кружков (ля означает ля предыдущей октавы). Послушайте, как она звучит. Затем снова перемешайте кружки и сложите из них новую песню. Как правило, от первоначального мотива не остается и следа. Звуки складываются в некрасивую, унылую, непривычно звучащую мелодию. Найдите такое расположение звуков, при котором «вариации» на тему песни «Лес мой, лес мой» приятны для слуха. Попытайтесь понять, почему одни вариации красивы, а другие безобразны ? Прослушайте каждую вариацию. Попробуйте произвести аналогичные перестановки звуков в другой песне.

Впрочем, вариации, возникающие в нашей игре, не обладают никакими достоинствами с точки зрения музыки. Мы играем в математическую игру, но играем со звуками.

Искусственно изменяя последовательность цифр, букв и звуков
мы получаем вариации чисел, слов и мелодий. Все вариации чисел, как было сказано, имеют смысл. Одни вариации буквосочетаний имеют смысл, а другие представляют собой просто набор букв. Наконец, различные вариации мелодий могут быть более красивы или менее

красивы (могут даже резать слух).

Ho коль скоро есть искусственные вариации, то должны существовать и естественные.

О близнецах обычно говорят: похожи, как две капли воды. Ho если повнимательнее приглядеться, то окажется, что двух одинаковых капель воды не существует, как не существует в природе двух одинаковых деревьев, на одном дереве — двух одинаковых листьев, как не бывает двух одинаковых отпечатков пальцев.