Прочтите несколько раз вслух стихотворение Шандора Вёреша «Китайский храм».

Ваша речь при декламации невольно обретет мелодичность. Попробуйте выявить мелодический рисунок, скрытый в интонации. Извлеките из мелодической речи ее музыкальную основу и спойте стихи на «добытый» вами мотив.

Можно поступить иначе. Было бы интересно, если бы вам удалось полностью отвлечься от интонации произносимого вами стихотворения и положить его на совершенно другую мелодию. Например, каждый слог можно пропеть так, чтобы по высоте звучания он отличался от соседних. Получится «рваная», скачущая мелодия:

Разумеется, скачущие то вверх, то вниз слова лишь приблизительно передают звучание мелодии, и записать ее точно на нотной бумаге не представляется возможным. К тому же и ритм каждый может выбирать по своему усмотрению.

То же самое стихотворение можно спеть совершенно иначе, если более гибко, мелкими ступенями варьировать высоту звучания так, чтобы получить более привычный мотив.
Попробуйте сочинить такую песню на слова Шандора Вёреша, причем не одним, а многими способами. Попытайтесь положить на музыку шуточное признание в любви Яноша Араня. Мелодию придумайте сами.

Продекламируйте и спойте на какой-нибудь полюбившийся вам мотив пентамет- рические строки и фразы, составленные сначала из кратких, а затем из более длинных слов.

Дежё Костолани писал: «Было бы ошибкой считать, что краткие фразы звучат по-венгерски лучше, чем длинные. Попробуем разобраться, как обстоит дело в действительности.

Существует «телеграфный» стиль, как бы разрывающий мысль на отдельные составные части. Примером такого стиля может служить следующий отрывок:

«Вошел. Сел. Жду. Вижу — книга. Дай, думаю, погляжу. Взял в руки. Перелистал. Положил на место».

Такой «рубленый» стиль при соблюдении чувства меры может приводить к вполне осязаемому и наглядному описанию происходящих событий, но при злоупотреблении становится манерным, мнимо значительным и утомительным...

В то же время существуют фразы, в которых бесконечные извивы и волнообразные повторы естественны, необходимы и преисполнены высокими художественными достоинствами».

Подтверждением правильности высказанного Костолани мнения может служить фраза из знаменитого описания колокольни в Комбре, данного французским писателем Марселем Прустом:

«Видна ли она была нам в пять часов дня, слева, когда мы ходили за письмами на почту, через несколько домов от нас, неожиданно вздымавшаяся одинокой вершиной над грядою крыш; или если мы шли в противоположном направлении — справиться о здоровье г-жи Сазра — и, зная, что надо свернуть на вторую улицу после колокольни, следили взглядом за этою грядою, после подъема шедшею под уклон; или если мы направлялись еще дальше от колокольни, на вокзал, и, видная сбоку, повернутая в профиль, она показывала нам другие срезы и плоскости, подобно геометрическому телу, застигнутому в прежде не наблюдавшийся момент его вращения вокруг оси; или, наконец, с берегов Вивоны, когда от абсиды, напрягшей все свои мускулы и приподнятой расстоянием, казалось, сыпались искры — так силилась она помочь колокольне устремить шпиль прямо в небо, — словам, колокольня неизменно притягивала взор, она господствовала надо всем, ее неожиданно возникавшая игла собирала вокруг себя дома и поднималась предо мною, точуо перст божий, — тело бога могло быть скрытым от меня в толпе людей, но благодаря этому персту я никогда бы не смешал его с толпой». (Пер. Н. Любимова).

Приведя эту цитату, Костолани продолжает: «Эта фраза полна до краев, но заинтересованный читатель воспринимает ее без труда и не видит в ней головоломки, а анализируемые подробности остаются до конца ясными и осязаемыми».

A вы согласны с Костолани? Поищите в художественной литературе отрывки, состоящие из коротких и длинных фраз. Опишите одно и то же событие совсем короткими предложениями и одной длинной фразой.

Все рассмотренные нами пропорции подразделяются на два типа: на случайные и на закономерные. Например, отношения, или пропорции,

между числом слогов в самых длинных и самых коротких названиях населенных пунктов случайны, а пропорции между длительностями нот закономерны. В окружающем нас мире мы можем обнаружить великое множество закономерных пропорций, или отношений. Некоторые из них особенно важны. «Закономерные» отношения подразделяются на две большие хорошо известные группы: прямо пропорциональные и обратно пропорциональные.