Представьте, что вы углубились, в чтение, а к вам кто-то обращается с вопросом.

— Простите, вы о чем-то спросили? — произнесете вы, отрывая голову от книги, и попросите повторить вопрос.

'Киоскерам по многу раз за день приходится повторять названия продаваемых ими газет и журналов.

Человек, попавший в беду, кричит: «На помощь!» — до тех пор, пока кто-нибудь не услышит. Все это — примеры повторений в живой разговорной речи.

Возможна ли такая ситуация, когда одна-единственная музыкальная фраза, какой-нибудь более длинный отрывок или даже целое музыкальное произведение повторяется подряд много раз?

Безусловно, возможна. Всякий, кто хоть раз побывал на уроке пения или на репетиции оркестра или хора, слышал, как трудное место исполняется много раз до тех пор, пока не будет достигнуто правильное звучание. Учитель или дирижер заставляет спеть или сыграть трудное место каждого из присутствующих на уроке или на репетиции. Постороннему слушателю в подобных случаях кажется, что звучит одна и та же мелодия, но те, кто принимает непосредственное участие в этом действии, знают, сколь полезно и осмысленно такое многократное повторение. (Хороший дирижер перед каждым повторением ставит перед оркестрантами чуть иную цель, заставляя их каждый раз искать несколько иной способ выражения одной и той же музыкальной мысли. Этот прием позволяет дирижеру избежать бездумного, чисто механического повторения репетируемого отрывка.)

Выдающиеся певцы по просьбе публики бисируют, то есть повторяют, с успехом исполненную оперную арию. Это несколько нарушает последовательность в развитии сюжета и может произвести комическое впечатление, поскольку создается впечатление, будто бы оперный персонаж дважды подряд находится в одном и том же душевном состоянии, например дважды решается вызволить мать из вражеского плена, дважды пишет прощальное письмо, дважды признается в любви. Тем не менее слушатели с восторгом встречают такие повторения, потому что ни одна ария в исполнении одного и того же певца не звучит совершенно одинаково, и если повезет, то второе исполнение может оказаться лучше первого.

Если вы присутствуете на конкурсе музыкантов-исполнителей (пианистов, скрипачей, вокалистов) или на конкурсе хормейстеров, то одно и то же произведение вам приходится прослушать много раз. Это может быть и произведение, входящее в обязательную программу (подобно фигурам, исполняемым мастерами фигурного катания в «школе»), и произведение, выбираемое участниками конкурса по своему усмотрению. Произведения, входящие в обязательную программу, звучат столько раз, сколько участников конкурса допущено к соответствующему туру. (К счастью, одно и то же произведение не исполняется подряд, поскольку каждый участник конкурса помимо обязательной программы исполняет и произведения по своему выбору.)