Послесловие для взрослых читателей

Проблема взаимосвязи изучаемых в школе предметов обсуждается в наши дни не менее широко, чем проблема взаимосвязи различных областей знания в научных исследованиях. Ho если в науке комплексный подход позволил получить принципиально новые результаты, существенно обогатившие наши знания, то нескончаемый спор о целесообразности комбинированного изучения предметов в школе не повлиял сколько-нибудь заметно на традиционные методы обучения.

Учебная программа в школе построена так, что учитель преподает только «свой» предмет или родственные предметы, и лишь в исключительно редких случаях два учителя, ведущих различные предметы, сходятся на урок в одном классе.

Обособление предметов школьной программы возникло в прошлом веке. Достигнутый к тому времени уровень научных исследований отличался доведенной до предела специализацией. Разумеется, от программы классической гимназии нельзя было требовать столь же высокой специализации, но ничто не мешало разграничить изучаемые в гимназии дисциплины. С точки зрения ученых, такие традиционные школьные предметы, как грамматика или физика, представляли обширные комплексы знаний. Например, грамматика включала в себя фонетику, морфологию, синтаксис, семантику и т. д., физика — механику, акустику, оптику, термодинамику, теорию электричества и т. д. Подобное деление на комплексные предметы сохранилось с тех пор и в школе и берется за основу при подготовке учителей. До возникновения атомной физики никто даже не подозревал о том, что физика и химия зиждятся на общей основе. В существовавшей в начале века систематике наук точно указывалось, какие изменения надлежит считать физическими, а какие — химическими, а это позволяло без малейших сомнений относить одни явления к физике, а другие — к химии.

Еще в прошлом веке педагоги неоднократно высказывали предложения об объединении школьных предметов, мотивируя целесообразность такого подхода тем, что познания в различных областях науки и культуры приобретает один ребенок и сведение воедино должно облегчить усвоение разнородных фактов. Однако этот вопрос так и остался открытым. Единственное, чего смогли добиться сторонники комплексного обучения, — это введения в школьные учебники отрывочных утверждений типа «высота звука определяется частотой колебаний». Ho подобное утверждение никоим образом не уменьшало разрыв между преподаванием физики и музыки.

В наше время все новые и новые явления заставляют ученых и педагогов говорить о необходимости более серьезного, чем прежде, отношения к «взаимодействию» школьных научных дисциплин.