Попробуйте свои силы в создании палиндромов.

Выбрав мелодию, композиторы умышленно подвергали ее зеркальному отражению, инверсии и отражению инверсии, чтобы затем включить полученные вариации в свое сочинение.

Однако иногда в музыкальных произведениях встречаются совсем короткие, состоящие всего из нескольких звуков зеркальные отражения. Их появление — это игра случая. Такого рода непреднамеренные отражения обычно возникают в детских песенках и народных песнях. Обнаружить их — такая же «нечаянная радость» и удача, как услышать звучание пентаметра в прозаической надписи на вывеске «Тот Дюла, водопровод, плата по таксе вперед».

В качестве примера приведем венгерскую народную песню «Уж ты двор»:

Обратите особое внимание на две пары тактов, отмеченных сверху квадратными и фигурной скобками. В каждой паре второй такт является обращением первого, но лишь с точки зрения высоты звучания. Ритм не подвергается зеркальному отражению.

Вот еще один пример того же рода:

Попробуйте подыскать и другие палиндромы.

Какая мелодическая связь существует в приведенном выше нотном примере между двумя тактами, отмеченными одинаковыми скобками?

Чуть более продолжительной инверсии подвергается мелодия песенки, которой венгерские дети выманивают улитку из раковины.

Спойте эту песенку сначала со словами, а затем просольфеджируйте ее. Два такта, содержащие инверсию мелодии, отличаются от двух тактов, отмеченных скобками в предыдущем примере, лишь одним-единственным звуком:

Где проходит здесь ось симметрии? Подыщите палиндром к этой мелодии. (В качестве примера приведем строку из цирковой афиши-палиндрома Семена Кирсанова: «Наездница Цин Дзеан». Пропойте эти слова на мотив первых двух тактов «Улиточки».)

А что, если обратить нашу игру: брать палиндром и подбирать к нему мелодию с инверсией? Для этого прежде всего в палиндроме необходимо отыскать ось симметрии: