Перечень музыкальных противоположностей можно было бы без труда продолжить.

He все перечисленные здесь противоположности в музыке для нас абсолютно новы. С некоторыми из них мы уже встречались в предыдущих главах, хотя и не говорили, что эти характеристики музыки противоположны. С другими нам предстоит встретиться в дальнейшем. Правда, там мы будем рассматривать их не с точки зрения противоположностей: нас главным образом будут интересовать их структура, степени сравнения и т. д. He будет преувеличением сказать, что противоположности не только встречаются на каждом шагу в окружающем нас мире или в мире музыки — они пронизывают всю нашу книгу.

В связи с приведенным выше довольно обширным перечнем противоположностей в музыке нам бы хотелось сделать еще одно замечание. Каждая из названных нами пар относится к какой-нибудь музыкальной форме, техническим или другим более или менее внешним особенностям музыкального произведения и не затрагивает более глубоких противоположностей, связанных с его содержанием.

Говорить или писать (впрочем, как и читать) о содержании музыкальных произведений, не подкрепляя каждое утверждение звучащим примером, довольно трудно. Поэтому мы предлагаем вам самим подыскать музыкальные примеры ко всему,

о чем вы прочитали или прочтете в этой книге. He сомневаемся, что ваши примеры будут очень интересными.

Следующие противоположности затрагивают уже не форму, а существо музыки, ее содержание.

He знаем, случалось ли вам когда-нибудь слышать, как плакальщицы причитали в старину над покойником (такие причитания сохранились в записях фольклорной музыки). Что является противоположностью причитания? Какой жанр музыкальных произведений по своему содержанию ппямо противоположен причитаниям? На этот вопрос можно ответить по-разному.

Самая глубокая, извечная противоположность — это противоположность жизни и смерти. В «Мессе си-минор (Н-moll)» Иоганна Себастьяна Баха тема смерти и тема жизни (воскрешения) сменяют друг друга. В них все контрастно: темп, ритм, интонация, состав оркестра и хора, диапазон звучания. После тихо и в то же время сильно звучащей мелодии, выдержанной в мрачных низких тонах, раздается ликующая, светлая и радостная тема. Хорошее и плохое существует не только вне, но и внутри нас. В человеке заложено и доброе, и злое начало. Этой теме посвящена фортепьянная пьеса Белы Бартока «Два портрета (идеальный и уродливый)».

He кажется ли вам, что приведенные примеры противоположностей, относящихся к содержанию музыкальных произведений, по существу очень близки? Они лишь по-разному выражают одну и ту же основную идею.