Остановиться можно, на первой ноте любого такта.

Вы сейчас пропели не что иное, как один из простых канонов Баха. Ноты его мы заимствовали в книге Лайоша Бардоша «Семьдесят канонов», где они помещены под названием «Тема с вариацией». Таким образом, в этом случае вариация означает зеркальное обращение, или инверсию. В книге Лайоша Бардоша есть еще один канон «Пробуждение» (на слова Ласло Лукина), представляющий собой существенно разработанную мелодическую вариацию приведенной нами вариации-инверсии.

В книге Лайоша Бардоша над каждым тактом указан его номер. Это означает, что партии как исходного, так и «отраженного» голоса сами по себе можно исполнять как канон на четыре голоса.

Итак, мы установили, что обращения мелодий подразделяются на два типа: зеркальное отражение и инверсию. Оба типа обращения мелодии связаны между собой так же, как различные варианты зеркального отражения буквы d. Инверсию мелодии можно подвергнуть отражению относительно горизонтальной зеркальной оси, но можно поступить и иначе: сначала построить зеркальное отражение исходной мелодии, а затем его обращение. Результат в обоих случаях получается один и тот же. Полученная вариация исходной мелодии называется отражением инверсии или инверсией отражения.

Попробуйте отразить всеми возможными способами первую строку песни «Пташечка, пташечка» (теперь уже при построении зеркальных отражений и инверсий вы можете обойтись без зеркала).

Если начать с достаточно высокой ноты, то построить отражение вниз совсем не трудно.

Построение разнообразных отражений мелодии было излюбленным развлечением композиторов прошлого. Полученные вариации (а различные отражения в определенном смысле можно считать вариациями исходной мелодии) в свою очередь служили исходной темой для последующих вариаций. Чтобы написать • мелодию, которая не только прекрасно звучала бы сама, но и оставалась бы эстетически привлекательной при зеркальном отражении и инверсии или даже допускала художественно полноценное исполнение на два голоса, один из которых вел бы исходную мелодию, а другой — ее инверсию, композитор должен был обладать поистине виртуозной техникой. Наивысшего расцвета это искусство достигло в творчестве Баха. Слушая его «Музыкальное приношение», «Искусство фуги» или «Хорошо темперированный клавир», трудно поверить, что эта великолепная музыка написана по столь сложным «правилам игры».

Искусство построения симметричных мелодий не было предано забвению и композиторами последующих эпох. Множество примеров тому мы находим в современной музыке.

Найти такие слова, которые одинаково читаются в оригинале и в приставленном сбоку зеркале или при отражении переходят в какое-нибудь другое слово, довольно трудно. Акустическое зеркало поможет нам найти слова и даже фразы, допускающие отражения.