Необходимо с особым вниманием следить за тем, чтобы числа в зеркале «стояли на голове».

Итак, если дробь отражается в зеркале, поднесенном к ней снизу, то она переворачивается и «становится на голову». А что произойдет, если мы отразим ритм в зеркале, стоящем не сбоку, не сверху, а снизу? Мы увидим в зеркале тот же ритм, только перевернутый «вниз головой». Изменится только запись ритма, но не сам ритм. Отсюда мы заключаем, что отражать ритм в зеркале, приставленном к нему сверху или снизу, не интересно. Тем более не интересно отражать мелодию.

Спойте следующий весьма простой мотив:

А теперь отразите его в зеркале, перпендикулярном тактовым чертам (то есть параллельном нотным линейкам). Вот как будет выглядеть зеркальное отражение мотива:

Скрипичный ключ, два диеза $ и цифра 2, указывающая размер, при отражении переходят в знаки, не имеющие смысла. Что же касается мелодии, то с ней при отражении происходит преудивительная метаморфоза. Сравним хотя бы исходную мелодию и ее зеркальное отражение.

Мелодия, отраженная вниз, называется зеркально обращенной. Если скрипичный ключ, два диеза и размер оставить на исходных местах, но начать петь зеркальное обращение на квинту выше исходной мелодии, то получится следующий мотив:

Спойте с кем-нибудь на два голоса исходную мелодию и ее отраженный вариант. Попытайтесь затем спеть еще раз так, чтобы исполнитель партии отраженного голоса вступал на одну четвертную позже исполнителя «прямого» голоса: