Некто приобрел в художественном салоне картину за 1500 форинтов

На другой день он пришел в салон вместе с женой. Выяснилось, что купленная накануне картина жене не понравилась. Супруги выбрали другую картину стоимостью в 3000 форинтов. Вернув прежнюю покупку и прихватив с собой картину стоимостью в 3000 форинтов, супруги вышли из салона. Продавец бросился за ними вслед и стал требовать доплаты в 1500 форинтов, но любитель живописи возразил: «Вчера я уплатил вам 1500 форинтов, а сегодня оставил у вас картину стоимостью в 1500 форинтов. Итого это составляет 3000 форинтов, так что мы в расчете». Кто прав: покупатель или продавец?

Трое американцев сняли в гостинице трехкомнатный номер за 30 долларов. Каждый из них заплатил портье по 10 долларов. После ухода гостей выяснилось, что отведенный им номер стоит лишь 25 долларов. Прихватив с собой 5 долларов сдачи, портье отправился к постояльцам. По дороге ему пришло в голову, что разделить на троих 5 долларов довольно трудно. Положив два доллара себе в карман, он отдал каждому американцу по доллару. Таким образом, каждый из них за проживание в номере гостиницы заплатил по 9 долларов, а все трое израсходовали трижды по 9, то есть 27 долларов. Два доллара остались у портье. Следовательно, пребывание в гостинице обошлось американцам в 29 долларов. А куда девался тридцатый доллар?

Музыкальные диалоги встречаются не только в различных обрядовых песнопениях, детских песенках и народных песнях, но и в музыке различных композиторов. Более того, существует и такой жанр музыки, который немыслим без диалога, — опера. В опере диалоги встречаются вр множестве различных форм. В дуэтах действующие лица не всегда «соблюдают очередность». Довольно часто оба поют одновременно, каждый — свое, почти не слушая другого. Когда вам придется слушать дуэт из какой-нибудь оперы, постарайтесь определить, можно ли его считать истинным диалогом.

Интересно проследить, как сильно варьируется диалог в хоровых произведениях различных композиторов. Прослушайте отрывки из опер и попытайтесь определить, чем отличаются или, быть может, в чем схожи звучащие в них музыкальные диалоги. Послушайте музыку Моцарта, Верди, Вагнера, Мусоргского. Пуччини, оперу Бартока «Замок Синей Бороды», а из старинных композиторов Монтеверди и Глюка. Какие композиторы покажутся вам близкими по духу? Для каких композиторов первостепенное значение имеет текст? Какие композиторы отдают предпочтение музыкальной стороне оперы? Всегда ли можно определить, что именно — текст или музыка — важнее для композитора? He можете ли вы назвать композитора, для которого текст и музыка оперы одинаково важны, то есть сбалансированы, или находятся в равновесии? (Заметим, что слово равновесие приобретает в этом случае новый — музыкальный — смысл.)