Мы уже неоднократно упоминали о мелодиях типа «вопрос — ответ».

Впервые речь о них зашла в главе «Вариации», когда мы рассматривали открытый и закрытый варианты одной и той же мелодии, один — с вопросительной, другой — с утвердительной интонацией. Затем мы вернулись к ним в главе «Равновесие», когда импровизировали диалог между певцами.

Независимо от того, уравновешивают ли друг друга музыкальные вопросы и ответы или нет, взятые вместе, они наделяют музыкальное произведение определенной структурой, наиболее полно выражающей основную мысль произведения. В устной речи лексическую единицу принято называть фразой или предложением. Музыкальная фраза называется периодом.

Периоды удивительно правильной формы мы находим в произведениях компози- торов-классиков Гайдна, Моцарта, Бетховена. Вот, например, знаменитый хор на оду Шиллера «К радости» из Девятой симфонии Бетховена. Спойте первые две строки его:

Вы чувствуете, что ноты не случайно напечатаны в две строки. В чем здесь причина? Весь период состоит из 8 тактов. Ровно половина, то есть 4 такта, приходится на долю первого полу периода — мелодии с вопросительной интонацией, требующей продолжения. Остальные четыре такта составляют второй полупериод, как бы содержащий ответ на вопрос. Поскольку период разделен на две одинаковые по длине части, при прослушивании бетховеновского хора вы явственно ощущаете симметрию.

Полупериод длиной в 4 такта подразделяется на более мелкие части — мотивы. Прежде чем приступить к рассмотрению следующего нотного примера, вернитесь еще раз к предыдущему примеру и попытайтесь определить границы, разделяющие более мелкие мелодические единицы.

Границы остальных мотивов укажите самостоятельно. Сколько тактов содержат составные части полупериода длиной в 4 такта? Если разбиение периода длиной в 8 тактов на два полупериода длиной в 4 + 4 такта мы назвали симметричным, то что можно сказать о разбиении полупериода на мотивы? Q)

Если вы играете на каком-нибудь музыкальном инструменте, то попытайтесь проанализировать известные вам пьесы с точки зрения их структуры. Удастся ли вам найти период, структура которого отличалась бы такой же правильностью, как структура периода из Девятой симфонии Бетховена? Если вы еще учитесь в школе, может быть, вам удастся подобрать подходящий пример на уроке пения? @ Возможно, вы обнаружите симметричный период, слушая музыку?