можно ли неограниченно увеличивать громкость звука?

Экстремальные (максимальные и минимальные) значения имеют самое непосредственное отношение к вопросу, которым мы уже интересовались, а именно: можно ли неограниченно увеличивать громкость звука? Тот же вопрос можно поставить иначе: существует ли самая громкая музыка? В такой форме наш вопрос аналогичен другому, не менее интересному вопросу: существует ли самая быстрая музыка?

Чем выше темп, тем короче промежутки времени, отделяющие один звук от другого. Попробуйте отстукать сначала равномерный, а затем все убыстряющийся ритм. Если каждый удар отмечать точкой, то получится такая картина:

Дорисуйте ее. Как будут располагаться точки, по мере того как они будут сближаться? Каким следует выбрать первоначальный темп, чтобы можно было выстукивать все ускоряющийся ритм как можно дольше?

Проделаем теперь то же самое, начав не с равномерного стука, а с какого-нибудь более разнообразного ритмического рисунка, например такого.

Попробуйте отстучать его несколько раз подряд все быстрее и быстрее. Тот же ритмический рисунок отстучите несколько раз подряд, все медленнее и медленнее. Выбрав какую-либо знакомую мелодию, исполните ее дважды: сначала постепенно ускоряя темп, а затем постепенно замедляя его. Что выражает ускорение темпа в музыке? Знаете ли вы такие музыкальные произведения, которые исполняются во все убыстряющемся темпе? Представьте себе картину деревенского праздника и вихревую зажигательную пляску под все убыстряющуюся музыку. Прослушайте «Григорианское шествие» для хора Золтана Кодая. Противоположный пример: «Вечерняя песня» для хора Золтана Кодая. Почему к концу песни темп замедляется? Прослушайте произведение французского композитора Онеггера для симфонического оркестра «Пасифих 231». Обратите внимание на постепенное ускорение и замедление темпа. Вероятно, вы почувствуете, что ускорение и замедление темпа уравновешивают друг друга и придают симметрию структуре всего произведения.

B самом начале главы мы упомянули о том, сколь многозначно венгерское слово fokozas, охватывающее и различные оттенки таких понятий, как повышение, подъем, усиление, нарастание, увеличение, и грамматический термин «степени сравнения». Какое слово по своему значению противоположно слову fokozasl Справившись по словарю, мы обнаружим подходящее венгерское слово kicsinyites, означающее уменьшение, умаление, спад и заодно — грамматический термин «уменьшительные формы». Можно ли считать, что оно противоположно по значению слову Jokozasc! Уменьшение противоположно увеличению. А какое слово по своему значению противоположно слову «повышение»? «Понижение» — слово, которое в лексиконе военных имеет довольно неприятный оттенок (понижение в воинском звании).

Итак, по совокупности оттенков значений (и за неимением лучшего варианта) слово kicsinyites с достаточным основанием можно считать противоположностью слова fokozas. К тому же оба слова служат грамматическими терминами. Вместе с тем нельзя не отметить, что значения обоих слов не строго противоположны. Это проявляется, в частности, в том, что уменьшительность достигается присоединением к слову так называемого уменьшительного суффикса, тогда как механизмы образования степеней сравнения более многообразны. HifftpecHO отметить, что переход от основной формы прилагательного к сравнительной и превосходной степеням может сопровождаться уменьшением, ухудшением, спадом, например: плохой — хуже — худший. Таким образом, усиление признака или свойства может совершаться не только путем восхождения, HO и спуска от основной формы к превосходной степени. Уродливый — уродливее — уродливейший, тонкий — тоньше — тончайший... Такие переходы с достаточным основанием можно назвать спусками.

Из уменьшительных суффиксов МЫ чаще всего употребляем суффиксы -ОЧК-, -ечк- и -к- (девочка, полечка, рыбка). В венгерском языке им соответствуют суффиксы -cska, -cske и -ка; -ке. Они настолько привычны, что, произнося слова с этими суффиксами, мы даже не задумываемся над их уменьшительным характером.