Менуэт (3 часть сонатносимфонического цикла)

Сумеете ли вы сочинить менуэт? Можно ограничиться только ритмическим рисунком: сначала отстучать какой-нибудь ритм, затем отстучать другой и снова вернуться к исходному ритму. Ho, конечно, было бы гораздо интереснее придумать мелодии по трехчастному образцу МТМ.

При более подробном исследовании структуры менуэта выясняется, что трехчастным строением обладает не только весь менуэт, но и его первая (и последняя) треть М. Обозначим более мелкие единицы, из которых состоит М, например АВА.

Средняя часть менуэта — трио — также имеет трехчастную форму (обозначим ее компоненты CDC). Таким образом, детальную структуру менуэта можно изобразить в виде следующей диаграммы:

Она напоминает генеалогическое дерево. Мы видим, что «деревья» (и графы других типов) возникают не только в математике, но и в музыке.

Трехчастное деление в рамках трехчастной формы заслуживает особого внимания. Трехчастность отнюдь не означает, что первая и третья части непременно должны совпадать. Все три части музыкального произведения могут быть различны (ABC). Такую форму обычно имеют инструментальные концерты. (Нечто общее между первой и последней частями все же имеется. Например, в концертах эпохи классицизма или барокко первая часть концерта по традиции быстрая, вторая — медленная и третья часть (финал) — снова быстрая.)

Другой разновидностью трехчастных музыкальных произведений являются трехактные оперы. Разумеется, существуют и исключения: одно-, двух- и четырехактные оперы. Ho чаще все же встречаются трехактные оперы. Заглянув в любой справочник по операм, вы без труда обнаружите и примеры, и контрпримеры.

Стоп. Правильнее было бы сказать, что средний знак, вообще говоря, может отличаться от знаков, примыкающих к нему справа и слева. Обычно средний знак действительно отличен от крайних знаков, но это совсем не обязательно. Иначе говоря, в частных случаях формула ABA может переходить в формулу ААА.

Буквы в формуле могут быть самыми различными — их выбор не имеет никакого значения. Проще и правильнее было бы поэтому говорить не о буквах, а о переменных, входящих в формулу. Таким образом, в формулу ABA входят две переменные: А и В.

Формула содержит не только переменные, то есть знаки, изображающие относительное расположение самых различных предметов, но и операции, производимые над переменными и устанавливающие между ними определенные взаимосвязи.

Для обозначения операций не обязательно вводить особые знаки. Например, операцию возведения в степень принято обозначать, располагая числа в два яруса: внизу — основание степени, а справа вверху — показатель степени (например, 23).

В формуле ABA незримо присутствует операция между любыми двумя стоящими рядом переменными. Последовательная запись переменных в строку может соответствовать упорядочению во времени звуков, мелодий или стихотворных строф (то есть расположение их именно в том порядке, в каком они следуют друг за другом), пространственное упорядочение предметов, частей здания (то есть их относительное расположение в пространстве). В арифметических формулах переменные означают числа, а записанные рядом — произведение.