Маятниковые часы пробили 6 ударов за 5 секунд. За сколько секунд они пробьют 12 ударов?

В книге Эрика Найта «Сзм Смолл летает снова. Удивительные приключения летающего йоркширца» есть такая задача. Полторы курицы откладывают за полтора дня полтора яйца. За сколько дней семь кур снесут семь яиц?

Что произойдет с точки зрения математики, если длительность нот увеличится вдвое, мы уже знаем. А что произойдет при этом с точки зрения музыки?

Будем теперь не увеличивать вдвое длительность отдельных нот, а растягивать вдвое темп всей мелодии. Длительность каждой ноты при этом увеличится вдвое. Для описания такого пропорционального увеличения всех длительностей используется специальный музыкальный термин — замедление.

Спойте следующую песню (нам уже приходилось встречаться с ней в главе «Отражение»):Спойте и эту вариацию песни (вы ясно видите, что перед вами именно вариация исходной песни). В первоначальном варианте песня состояла из восьми тактов. Из скольких тактов состоит ее замедленная вдвое вариация? Каков коэффициент пропорциональности? Чем отличается звучание исходной песни от звучания ее замедленной вариаций? Спойте с кем-нибудь на два голоса песню и ее «растянутую вдвое» вариацию. Пусть один из вас исполнит первоначальный, а второй — замедленный вариант песни. Вместе это прозвучит так:

Восклицательными знаками отмечены те места, в которых за чистотой пения необходимо следить особенно внимательно. Тот, кто ведет вспомогательный голос, может исполнять свою партию без слов, напевая мелодию с закрытым ртом.

До какого места успеет дойти второй из поющих к тому моменту, когда первый допоет исходную песню до конца? Каков коэффициент пропорциональности?

Среди известных народных песен нетрудно найти такие, которые можно было бы исполнить в сопровождении голоса, ведущего вдвое или вчетверо замедленную вариацию. Например, венгерскую народную песню «Отправился гусь в далекие края» можно исполнять на два голоса (второй голос будет петь замедленную вдвое вариацию), а венгерскую народную песню «Парень я бедный» можно распевать даже на три голоса (второй голос будет исполнять вдвое, а третий — вчетверо замедленную вариацию).

Множество примеров замедления и убыстрения темпа мы находим в инструментальной, вокальной, хоровой и симфонической музыке. Различить их на слух, не заглядывая в ноты исполняемого произведения, бывает нелегко.