латинский текст гимна св. Иоанна

Сравнив первые ноты строк, вы обнаружите, что каждая последующая строка начинается с более высокого звука, чем предыдущая. Этой особенностью гимна Гвидо Аретинский (XI в.) решил воспользоваться для того, чтобы дать названия различным по высоте звукам. Начальную ноту каждой строки Гвидо Аретинский назвал по первому слогу соответствующей строки латинского гимна, то есть различным по высоте звукам поставил в соответствие различные слоги.

Прочитав первые слоги первых шести строк латинского гимна, получим: ut, ге, mi, fa, sol, la. Эта последовательность хорошо известна всем знающим нотную грамоту, поскольку от нее берут начало современные названия нот. (Вместо ноты ut в XVII в. появилось новое название ноты do. Тогда же была введена и седьмая нота, получившая название си.) Что же касается гимна св. Иоанна, то он, по-видимому, был создан в IX в. для того, чтобы научить детей, поющих в церковных хорах, распознавать на слух определенные звуковые интервалы.

Эрне Роша написал венгерский текст на мелодию гимна Ut queant Iaxis, отличающийся по содержанию от исходного латинского текста, но сохраняющий сольмизацию.

При желании вы можете сочинить свой собственный вариант этого гимна на любую тему. Важно лишь, чтобы начальные слоги первых шести строк оставались неизменными .

Основной принцип построения гимна св. Иоанна (каждая строка должна начинаться с более высокого звука, чем предыдущая, причем названия звуков должны образовывать восходящую гамму) настолько понравился Лайошу Бардошу, что он сочинил по такому же принципу три канона. Два из них — на латинском языке. Их можно найти в изданном Лайошем Бардошем сборнике «Семьдесят канонов». Третий канон «Расскажите, доктора!» на венгерском языке (на слова Дьердя Кереньи) мы приводим полностью.

Возможно, шуточный текст Дьердя Кереньи породит другие, не менее остроумные варианты. Для тех, кто хотел бы испробовать свои силы на этом нелегком поприще, мы заранее выписываем слоги, с которых должны начинаться строки стихотворения:
He беда, если текст будет несколько (или даже совсем) бессвязным. Подобрав текст, подыщите к нему подходящую мелодию, разумеется, по образцу и подобию гимна св. Иоанна: каждая нотная строка должна начинаться с более высокой ноты, чем предыдущая, а начальный слог стихотворной строки должен соответствовать названию соответствующей ноты.

После того как вы справитесь с этим заданием, мы хотим предложить вам новую игру: сочинять мелодии для считалочек. Например, «положите на музыку» такие строки, как «раз, спелых вишен полон таз» и т. д. При этом «раз» должен соответствовать ноте до, «два» — ноте ре и т. д., пока последовательность звуков будет следовать принятым названиям нот.

В следующих задачах требуется определить, образуют ли перечисленные слова, числа и т. п. последовательность или нет. Рядом с номером каждой задачи укажите ответ: да или нет. Правильность своих ответов сверьте с приведенными в конце книги, но не раньше, чем вы решите все задачи.

Вбили клин; корыто без дна; рот утри; забудь, мышь, о сыре; пора выступать;

надобно присесть; прибыл насовсем; когда надо, спросим; ленивая челядь; велик

воз, а мало весит.

бегемот, фабрика воздушных шаров, первоклашка, теленок

тюльпан бегемот кошачий хвост фабрика зубных щеток, урок пения

понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббога, воскресенье

четверг, воскресенье, суббота, вторник, пятница, понедельник, среда

6, 12, 18, 24, 30, ...