Каждый музыкальный инструмент обладает своей особой, неповторимой окраской звучания — тембром.

(фортепиано, орган, кларнет, флейта и т. д.)
Объединяя звучание нескольких инструментов, композитор может разнообразить и обогащать звуковую палитру произведения. Он может комбинировать в различных пропорциях звучание инструментов различных групп (струнных, духовых, ударных) или в соответствии со своим замыслом усиливать или ослаблять звучание определенных инструментов в пределах одного семейства (скрипок, альтов, виолончелей, контрабасов). Ясно, что в музыке, написанной для струнного оркестра, роль, или доля (пропорция) звучания, скрипок совершенно иная, чем в произведении для большого симфонического оркестра, в котором помимо струнных звучат многие другие инструменты. (В звучании одних лишь струнных инструментов скрипки несомненно играют более заметную и значимую роль.)

Прослушайте какую-нибудь пьесу для струнного оркестра и какое-нибудь произведение для симфонического оркестра и сравните, как звучат в них скрипки.

Существует ли музыка, написанная только для ударных инструментов? А музыка, предназначенная только для духовых инструментов? Как изменяются пропорции в звучании духовых и ударных при переходе от симфонической музыки к произведениям, написанным только для ударных или только для духовых?

Интересно сравнить пропорции в звучании различных групп инструментов в музыке различных эпох или различных композиторов, живших в одну эпоху. Прослушайте симфонии Моцарта или Гайдна и обратите внимание на то, какой из трех главных групп инструментов (струнных, духовых и ударных) великие мастера прошлого отводят главную роль. Голос каких инструментов слышится в их произведениях чаще других и с особой силой? Каким инструментом композиторы поручают ведение большинства мелодий?

Сравните звучание симфоний Моцарта или Гайдна с симфониями романтиков, например Шумана или Брамса. Так ли звучит у них оркестр, как у Моцарта? Насколько изменились пропорции в звучании отдельных групп инструментов? Прослушайте несколько произведений старинной музыки (Баха, Генделя или их предшественников). Чем отличается от них инструментовка современной музыки? Сравните произведения Дебюсси, Бартока, Рихарда Штрауса, Стравинского.

До сих пор мы, не заботясь о строгости формулировок, говорили то «пропорция», то «пропорциональность» и ни разу не упомянули о том, что значения этих слов не только не совпадают, но даже существенно отличаются. Что же такое пропорция?

Дайте ответы на следующие вопросы:

В какой пропорции находятся партии товаров, состоящие из 3000 изделий и из
2 изделий?

В какой пропорции находится кусок дерева длиной в 2 см к планке длиной в 4 м?

В какой пропорции находится взрослый человек весом 93,2 кг и новорожденный длиной 57,83 см?

В первом случае пропорция составляет 3000:2 = 1500, во втором 2 : 4000 = 0,005 (так как 4м = 400 см). В третьем случае мы не можем сказать ничего, поскольку вес и длина не сравнимы.

Таким образом, находиться в пропорции могут лишь такие две величины, которые можно выразить в общих единицах измерения. В первом примере этими двумя величинами были 3000 изделий и 2 изделия, во втором — 2 см и 4 м. Вес 93,2 кг и длина 57,83 см не относятся к числу величин, которые можно было бы выразить в общих единицах измерения.