Какими еще способами можно выразить структуру стихотворения «Мчатся мимо окон сани»?

Шандор Вёреш написал это стихотворение в ранней юности. В то время он жил в небольшой деревне Чёнген (интересно, что есть деревня с названием, звучащим, как звон поддужных колокольцев!).

Попробуем совместными усилиями воссоздать звуковую картину, некогда побудившую Шандора Вёреша написать свое стихотворение. Сделать это можно многими способами.

Полностью опустить текст стихотворения и «разговаривать» только при помощи музыкальных инструментов: потрясая колокольчиками и выстукивая «конский топот», например, по крышке стола. Колокольчики должны звенеть непрерывно сначала все громче, а затем все тише. «Топот» должен вступить в середине, а затем смолкнуть.

Заимствовать из всего стихотворения только «динь-динь-динь» и «топ-топ- топ». Динамика звучания и очередность вступления голосов — такая же, как в предыдущем чисто инструментальном варианте.

Продекламировать текст стихотворения хором, стремясь передать картину сначала приближающихся, а затем удаляющихся саней по возможности более выразительно.

Подыскать мелодию, на которую можно было бы петь стихотворение Шандора Вёреша.

Возможны и комбинированные варианты исполнения, например декламация с музыкальным сопровождением.

Прочитав внимательно стихотворение Шандора Вёреша, вы несомненно обнаружите в его структуре и другие закономерности: повторение с перестановкой частей строки:

Динь-динь-динь — колокольцы забренчали,

Колокольцы забренчали — динь-динь-динь,

повторение с вариацией:

Топ-топ-топ — стучат копыта,

И бегут, стучат копыта — топ-топ-топ.

В каждом из трех четверостиший первая и последняя строки, описательные, а две средние строки звукоподражательные.

Трехчастная форма встречается в музыке столь же часто, как и в поэзии. Убедительным примером тому может служить третья часть сонатно-симфонического цикла — менуэт. Первоначально менуэт был трехдольным (размер |) французским танцем, затем стал исполняться на оперной и балетной сценах и превратился в одну из излюбленных форм инструментальной и симфонической музыки. Такие композиторы, как Гайдн и Моцарт, отдельные (обычно третьи) части сонат и симфоний создавали в форме менуэта. (Интересно отметить, что менуэт сам также трехчастен и имеет трехдольный размер.)

Итак, менуэт как часть сонаты или симфонии состоит из трех частей. Первая и последняя части почти полностью совпадают (единственное различие между ними состоит в том, что из последней части исключаются повторения). Иную музыкальную природу имеет средняя часть менуэта. Название ее происходит от числа три — трио. (Оно возникло в ту пору, когда среднюю часть менуэта исполняли три духовых инструмента. Следует заметить, что и в более поздние времена духовым инструментам в трио отводилась особая роль.) Графически структуру менуэта можно изобразить следующим образом: