Каким образом можно было бы упорядочить народные песни?

Самый бездумный, чисто механический способ упорядочения состоял бы в том, чтобы расположить песни в алфавитном порядке по начальным словам: мы получили бы своеобразный конспект содержания всех песен.

При таком упорядочении чрезвычайно легко найти любую песню. Такой способ действительно широко используется при составлении песенников и фольклорных сборников, поскольку он позволяет обойтись без указателя песен в конце книги. Если же составителям сборника необходимо объединить песни по тематическому признаку, то они подразделяют сборник на главы «Солдатские песни», «Баллады и романсы», «Песни о любви», «Песни о жене и муже», «Песни о горе, скитаниях, плене, жалобные песни», «Шуточные песни» и т. д. Припомните какие-нибудь народные песни. К какой категории они относятся? Можете ли вы назвать хотя бы по одной народной песне на каждую из названных выше тем? Если вы услышите по радио, телевидению или на концерте неизвестную вам народную песню, попробуйте определить по ее содержанию, к какой из групп или тем она относится.

Можно составить сборник, исходя из других принципов упорядочения. Лайош Бардош издал сборник под названием «Стократная красота» (Szdzszorszep), в который вошло 100 венгерских народных песен из собрания Золтана Кодая. Перелистав сборник, вы увидите названия разделов:

Первое потрясение. Заборвидек (1906):

Нитра.

Снова путь лежит на восток (1906—1913): Гёмёр, Ноград, Барш, Хонт.

Среди секейцев и чанго (1910—1914): Чик, Буковина.

Северо-восток и восток. От Каша до Надьсалонта (1916—1928): Абауй, Земплен, Сабольч, Бихар, Сатмар, Сольнок-Добока (1942).

За Дунаем (1921—1925): Эстергом, Комаром, Шомодь, Зала, Ваш.

Присмотревшись, нетрудно заметить, что упорядочение песен в сборнике Ласло Бардоша произведено на основе двух принципов. Каких именно?

По названиям отдельных томов издания «Сокровищница венгерской народной музыки» можно судить, какого рода песни вошли в них: «Детские игровые песни», «Праздничные песни», «Свадебные песни», «Песни о супружеской чете», «Причитания», «Типы народных песен. 1» и т. д.

Возможен ли какой-нибудь другой принцип классификации народных песен по их содержанию? Известна ли вам хотя бы одна народная песня, которую нельзя было бы отнести ни к одной из перечисленных групп?чтобы представить их в виде десятичных дробей, но он сопряжен с необходимостью производить выкладки. Обычно вычислений удается избежать (или по крайней мере значительно сократить их число) при помощи различного рода соображений. Например, сравнивая дроби —7— и —|- с числами из предыдущего примера, нетрудно

переводя простые дроби в десятичные. Действительно, сокращая или умножая числитель и знаменатель на одинаковые множители, каждую простую дробь можно записать многими способами:

Найдите в каждой строке дроби со знаменателем 28 (они обведены прямоугольными рамками):

Ho чтобы решить, какая из двух дробей больше, их вовсе не обязательно приводить к общему знаменателю. Например, найдем в каждой строке дроби с числителем 15 (они обведены овальными рамками);

Из зтих равенств сразу же видно, что > 4|, поскольку одна двадцатая от пятнадцати заведомо больше, чем одна двадцать первая (если числители двух дробей равны, то та из них больше, знаменатель которой меньше).

Простые дроби играют немаловажную роль в истории, приключившейся с Йошкой. Однажды Йошка задумался: «В этом полугодии, — размышлял он, —1/6 нашего класса по всем предметам получила пятерки. Ho если мы будем учиться еще лучше, то отличниками сможет стать 1/7 и даже 1/8 нашего класса. Вот будет здорово!».