Какие варианты слова школа вам известны?

Сколько вы знаете вариантов слова прическа? А слова бить!

Приведенные нами варианты слов gdrdngy и durbincs имели сходное значение и звучали похоже. Варианты слов школа, прическа и бить хотя и близки по смыслу, но все же имеют различное значение, и звучание одного варианта ничем не напоминает звучание другого.

Слово или число можно определить, описать многими способами.

Например, чтобы задать «число, состоящее из тысячи восьмерок» словесно, нам понадобится 31 буква. Если бы нам пришло в голову записать это число в десятичной системе, то его традиционная цифровая запись оказалась бы заведомо более длинной и менее обозримой. В таких случаях словесное определение естественнее. И все же, если число задано не математическим выражением, а словесно, то необходимо соблюдать осторожность, поскольку словесное описание нередко приводит ко всякого рода курьезам. Рассмотрим одно такое описание, заслуживающее, чтобы о нем упомянули.

В чем здесь курьез? Прежде чем ответить на этот вопрос, выясним, существуют ли такие числа, которые нельзя записать менее чем ста буквами. Такие числа, разумеется, существуют, и среди них имеется наименьшее. Именно это число и задает приведенное выше определение. Подсчитав число букв в определении, мы обнаружим, что это число равно 56, а 56 меньше ста. Что это означает? А то, что число, которое нельзя записать менее чем ста буквами, оказалось ... записанным менее чем ста буквами. Вы можете спросить, как называется такое утверждение. Отвечаем: это парадокс. Он ставил в тупик очень многих людей и вместе с некоторыми другими парадоксами оказал заметное влияние на развитие математики в начале двадцатого века.

А теперь обратимся снова к вариациям, встречающимся в музыке. Прослушайте музыкальные произведения, которые мы сейчас назовем, и попытайтесь обнаружить общую особенность, в равной мере присущую каждой из них.

Венгерская народная песня «Ветер южный с гор снега сгоняет...» (пер. Н. Гребнева).

Первая и вторая строки «Оды к радости» из финала Девятой симфонии Бетховена [«Радость, пламя неземное...» (пер. И. Миримского)].

«Тоска по весне» Моцарта («Светлый май ...»).

В каждом из этих примеров сравните первую и вторую половины мелодии (или первую и вторую строки текста).

Для большей определенности обратимся к нотам одного из названных нами произведений, а именно к венгерской народной песне:

Обе половины мелодии почти совпадают и отличаются лишь последними тактами: первая половина остается открытой, она как бы содержит музыкальный вопрос, а вторая половина звучит вполне законченно, в ней как бы дается ответ на этот вопрос. Именно поэтому в конце первой строки мы поставили вопросительный знак, а в конце второй — точку.

Если мы посмотрим на вторую половину стихотворного текста этой песни, то обнаружим, что вопрос и ответ содержатся не только в ее мелодии, но и в тексте:

Так кого ж мы выберем любя, цветик мой, цветочек?

Выбери меня, а я тебя, цветик мой, цветочек!

(пер. Н. Гребнева)

Переставьте теперь первую и вторую нотные строки, сохранив неизменным порядок строк в тексте песни, то есть попробуйте спеть

«Ветер южный...» на мотив второй нотной строки, а «Даже птица...» на мотив первой нотной строки.

Если не получится со словами, попробуйте просто «промурлыкать» мелодию без слов. Прослушав мелодию с переставленными частями, вы отчетливо ощутите, что строка, в конце которой мы поставили вопросительный знак, действительно не закончена, требует продолжения, а строка с точкой в конце, наоборот, носит завершенный характер, заканчивает песню, музыкальную мысль. Если переставить строки, то вся мелодия становится неустойчивой, не завершенной.

Если вы знаете какие-нибудь другие «вопросительные» мелодии с одинаковым началом, но различным продолжением, прослушайте также и их (например, третью и четвертую строку венгерской народной песни «Милая девушка»: «Молю тебя, обернись ко мне, моя суженая...»).