Какие из перечисленных нами утверждений допускают обращение?

Обращать можно не только математические утверждения. Постройте утверждения, обратные следующим:

Если у автомашины отказывает мотор, то автомашина останавливается.

Если рыбу вынуть из воды, то она погибнет.

Французы говорят по-французски.

Вечернее солнышко не греет.

Если Эден хороший метатель молота, то его пошлют на Олимпиаду.

Ночью все кошки серы.

Много будешь знать — скоро состаришься.

Понятие, противоположное симметрии, — асимметрия. В приведенном выше примере из Девятой симфонии Бетховена как полупериоды. так и мотивы были симметричны.

Существуют периоды, структура которых симметрична, если се оценивать по длине образующих периоды мотивов. Их асимметрия обусловлена тем, что компо зитор, создавая мотивы, использовал различные музыкальные гредстпа Рассмотрим следующий пример:

Mi_ko_ron Da_vid nagy busul.taj)an Ba_ra_ii mi _att ѵоіла b4.nat _ban,

Pa_na_szoUcod_van nagy ha.ragja.ban l.lyen konyor_gest kez.de о ma_g^_batf

Перед нами основная тема «Венгерского псалма» Золтана Кодая. Структура ее, если судить по числу тактов, почти столь же симметрична, как и тема из бетховеновской «Оды к радости». Почему эта тема неполностью симметрична? В каком месте нарушается правильность разбиения? Последний мотив содержит более 2 тактов, так как заключительная нота связана с нотой в следующем такте. Из-за этого весь период состоит не из 8, а из 9 тактов и делится на две неравные части: 2 + 2 + 2 + 3 тактов. Ho это отклонение столь незначительно, что период все же можно было бы считать симметричным. Почему же он все-таки асимметричен? Присмотритесь к нотам «Венгерского псалма» повнимательнее. Определите самую высокую ногу в каждом из четырех двухтактных мотивов. Какая из них выше всех, то есть в каком мотиве достигается наиболее высокое звучание за весь период?