Характер музыки во многом определяется ее темпом.

Музыкальное произведение, будь то детская песенка или симфония, нельзя исполнять в произвольном темпе. Неправильно выбранный темп до неузнаваемости исказит характер музыки. Изменения темпа, даже если речь идет о «малом жанре» — песне, не случайны. Взять хотя бы русскую народную песню «Дубинушка». Почему первая ее часть поется медленно, а вторая в гораздо более оживленном темпе? Можно было бы привести немало других примеров музыкальных произведений, исполняемых в переменном темпе. В пьесе Белы Бартока «Вечер с секейцами» медленная тема сменяется быстрой. Как изменяется вместе с темпом характер музыки? Прослушайте песню Золтана Кодая «Плохая жена». Кто поет в ней быстро и кто медленно? Почему?

Создавая классические симфонии, великие композиторы прошлого часто предпосылали первой части медленное вступление. Прослушайте симфонии Гайдна, Моцарта и Бетховена. В каких из них слышится медленное вступление к первой части? Какую роль играет вступление? Как оно связано с быстрой музыкой?

Известна одна старинная математическая задача-шутка, основан- ная на неожиданной замене быстрого и медленного темпов. Называется эта задача «Наследство старого шейха».

Предчувствуя скорую кончину, старый шейх велел позвать двух своих сыновей и сообщил им, что в расположенном неподалеку оазисе он закопал несметные сокровища. Шейх повелел сыновьям отправиться на поиски клада, завещав его целиком тому, чей верблюд достигнет оазиса вторым. Сыновья шейха призадумались. Если каждый из них будет стремиться отстать от другого, то они никогда не доберутся до оазиса и не смогут выкопать сокровища. Изрядно поломав головы, но так ничего и не придумав, они отправились за советом к кадию. Кадий велел сыновьям шейха спешиться и, подозвав их к себе, прошептал что-то каждому на ухо. Выслушав совет кадия, наследники шейха торопливо вскочили на поджидавших их верблюдов и что было духу помчались к оазису. Сокровище досталось тому, кто первым домчался до оазиса.