Голландские композиторы XVI—XVII вв.

(Пьер де ля Py, Жоскен Депре) охотно включали в свои произведения такие музыкальные «забавы». Нередко прибегал к повторению темы в замедленном темпе Бах. Аналогичный прием использован и в приводимом ниже отрывке из «Танцевальной песни» для хора Золтана Кодая:С точки зрения грамматики слова, которые мы говорим или пишем, различаются как части речи: глаголы, прилагательные, существительные, числительные и т. д.

Интересно выяснить, как распределены различные части речи в словаре, то есть с какой частотой они встречаются. Существительные, глаголы, прилагательные в венгерском языке представлены в изобилии, наречия встречаются реже, союзов, местоимений и послелогов наберется около 50—100. а артиклей всего лишь три (два определенных артикля а и az и один неопределенный артикль egy).

Можно ли утверждать, что в словаре части речи встречаются в таких же пропорциях, как и в устной речи? Разумеется, нельзя. В устной речи мы чаще, чем в словаре, используем артикли и союзы. Ho двумя наиболее часто употребляемыми частями речи и в словаре, и в живой разговорной речи остаются существительные и глаголы.

В некоторых случаях мы используем преимущественно какую-нибудь одну (иногда даже только одну) часть речи. Например, если кто-то осматривает какое-нибудь техническое устройство и диктует своему коллеге характеристику этого устройства, то звучать будут только числительные. При перекличке называются только собственные имена (фамилии), в передаваемой по радио гидрометеосводке — собственные имена (названия населенных пунктов) и числительные (данные о температуре, атмосферном давлении, количестве осадков и т. п.). В детской игре «Жарко — холодно» вслух называются только наречия: холодно — тепло — жарко. Лишь на заключительном этапе водящий называет существительное: найденный им предмет.

Когда художник рисует картину, он, сообразуясь с темой и художественным замыслом, наносит на холст разные краски в различных пропорциях. Более того, смешивая различные готовые краски, он получает новые краски.

Аналогичным образом действует и композитор, «смешивая» в различных пропорциях звучание различных инструментов с тем, чтобы «нарисовать» определенную музыкальную картину. (Должно быть, вы обращали внимание на то, как много терминов перешло из изобразительного искусства в музыку?)