Гекзаметр звучит несколько непривычно

и это вполне понятно: в венгерской поэзии (например, в текстах народных песен) число слогов обычно варьируется в широких пределах: сколько строк, столько стихотворных стоп с различным числом слогов. Впрочем, разнообразие тоже не обязательно: никакой закономерности в длине строк нет.

Вот, например, слова известной венгерской народной песни:

Как у матушки девица живет,

Мать за дверь, девица к печке — пироги печет,

Пирогами теми

дит так:

Столь сильное различие в числе слогов в метрическом стихосложении не встречается, да и в венгерских народных песнях оно довольно редко.

А теперь, когда мы знаем, что слоги бывают долгими и краткими, попытаемся составить метр какой-нибудь известной народной песни из имен и фамилий. Взять хотя бы такую песню:Закончите самостоятельно. Спойте сочиненную нами «песню». Попробуйте составить ее текст из других имен и фамилий.

А теперь вновь обратимся к словам народной песни «Спелые гроздья». Всегда ли они соответствуют стихотворному метру? Всегда ли с большей длительностью звучит долгий слог, а с меньшей — краткий? Вопрос можно было бы поставить иначе: всегда ли долгие слоги звучат в песне дольше кратких? Где ритм песни расходится с ритмом слов?;Г(5)

В венгерской народной песне музыкальный метр во многих местах не совпадает C стихотворным. Тем не менее при прослушивании песни несогласованность метров совершенно незаметна, поскольку в венгерских народных песнях (как и в венгерской поэзии) имеет значение не длительность слога, а то, является ли он ударным или безударным.

Укажите, где стихотворный метр расходится с музыкальным. Обратите внимание на несовпадение стихотворного и музыкального метров в других народных песнях.

Кто-то из ребят придумал такую фразу: «Ох, и отлуплю я гадкую девчонку!» Ее ритмический рисунок выглядит так:

Здесь также в чередовании долгих и кратких слогов нет никакой закономерности, о чем мы уже упоминали. С точки зрения метрического стихосложения размер полу- фразы Ох, и отлуплю я был бы таким: та та та ти та та, то есть все слоги, за исключением одного, были бы долгими. Тем не менее эта полуфраза произносится так же, как слова гадкую девчонку. Именно из-за легкости ритмического рисунка двенадцатисложные строки так часто встречаются в венгерской классической поэзии. Двенадца- тисложниками написаны позмы «Витязь Янош» Петёфи, «Толди» Араня, многие стихотворения и тексты народных песен.

Мы говорим о венгерском языке лишь из желания привести побольше примеров из венгерской классической поэзии. С не меньшим успехом можно было бы привести множество примеров из поэзии других народов, наших соседей, связанных братскими узами с венгерским народом.

Схему чередования ударных и безударных слогов мы называем стихотворным метром, размером. О том, какую роль играет ударение, давно ведется много споров, однако ученые до сих пор так и не пришли к единому мнению. Признаться, нам не хотелось бы затрагивать спорные вопросы, но сделать несколько замечании все же необходимо.