Есть ли что-нибудь общее между словом «закон» и пением канонов?

Если мелодия сдвигается во времени на один или несколько тактов, то это временное перемещение можно уподобить пространственному перемещению — параллельному переносу. Сдвиг мелодии на несколько тактов на нотном листе изображается именно таким параллельным переносом.

С параллельным переносом (называемым также трансляцией или сдвигом) нам довольно часто приходится встречаться в повседневной жизни. Параллельно перемещается по рельсам на прямолинейных участках пути трамвай, летящий по прямой самолет и вообще любое тело или плоская фигура, все точки которой движутся по параллельным прямым. Любая часть такого тела всегда остается параллельной самой себе — тому положению, которое она занимала в начальный момент.

В приведенных примерах есть одна неточность: не все части трамвая, движущегося по прямолинейному участку пути, испытывают параллельный перенос. Роторы электродвигателей и колеса вращаются вокруг своих осей.

Каноны бывают не только мелодическими, но и ритмическими. Более того, по образу и подобию канонов можно декламировать стихи и прозу.

Придумайте или припомните какой-нибудь ритм, исполните его на каком-нибудь подручном «инструменте», а ваш приятель пусть вторит вам с отставанием на 1—2 такта.

Придуманный ритм не обязательно записывать. Его лучше исполнить «в импровизационной манере», чтобы ваш партнер мог, отправляясь от заданного вами ритмического рисунка, провести свою имитационную тему.Взяв за исходный ритм какой-нибудь известной песни, вы можете построить канон, введя «риспосту» (имитирующий голос) с опозданием на 1—2 такта. Впрочем, последовательность можно обратить и при построении канона использовать имитационные голоса не только с отставанием, но и с опережением основного голоса. Незамысловатый «одноголосый» ритм вы можете развить в канон для трех голосов:

(Для исполнения столь сложного произведения понадобится более двух «музыкантов».)

Помимо созданных вами канонов можно использовать и каноны, написанные профессиональными композиторами. Некоторые из этих канонов хорошо известны.

Вы можете сочинять не только ритмические, но и обычные (мелодические) каноны для двух голосов: один из исполнителей должен вести основной голос (сольфеджируя или напевая предложенную мелодию с закрытым ртом), а другой вторить ему с отставанием на 1—2 такта. He беда, если сначала ваши каноны будут очень короткими. По мере обретения вами композиторского опыта их длина будет увеличиваться.