Другие примеры параллелей вы без труда приведете сами.

И все же в природе чаще встречаются не параллели, а либо совершенно беспорядочные линии, либо ломаные и кривые, обладающие какими-то другими свойствами.

Ho стоит обратиться к творениям рук человеческих, как мы почти в каждом из них обнаружим параллельные элементы. Трамвайные рельсы «параллельны», потому что расстояние между ними всюду одинаково (иначе трамвай не мог бы по ним ехать). Строки на страницах книги расположены параллельно потому, что так удобнее всего для чтения и, кроме того, наилучшим образом используется площадь страницы. В текстильных тканях нити обычно образуют два семейства параллельных, потому что при этом ткани получаются не слишком плотными и не слишком редкими. Полы и потолки в зданиях горизонтальны и, следовательно, параллельны. Жить в комнате с наклонным полом было бы довольно неудобно.

Отдельные стили в архитектуре и прикладном искусстве различают по тому, насколько сильно в них выражено пристрастие или антипатия к параллельным.

В нотах или сборниках песен также встречаются параллельные линии. Взгляните хотя бы на любую страницу нашей книги, на которой помещены ноты, и вы непременно увидите параллельные. Прежде всего это пять прямых, образующих нотный стан. Они параллельны. Остановимся на миг и поразмыслим, почему ноты приходится располагать на параллельных прямых. Так ли необходима здесь параллельность? Всегда ли музыку записывали на привычной нам нотной бумаге и будут ли придерживаться современной системы нотной записи наши потомки? He изобретет ли кто-нибудь другой способ записи нот, основанный на использовании не традиционного нотного стана с пятью параллельными линейками, а какой-нибудь иной системы линий?

На протяжении своей долгой истории нотная запись неоднократно изменялась. Древние греки записывали музыку при помощи букв. Древние евреи, сирийцы и византийцы изобрели специальные знаки, изображавшие жесты руководителя хора. В средние века музыку изображали графическими знаками — невмами, передававшими общее направление интонации, но не позволявшими выразить длительность звучания или его изменение по высоте вверх или вниз. Невмы предназначались в первую очередь для тех, кто уже был знаком с записанной мелодией и кому требовалось лишь напомнить ее.

Чтобы точно запечатлеть мелодию в ее динамике, необходимо изобразить ее графически, наглядно, на каком-нибудь чертеже или рисунке, при взгляде на который каждый (по крайней мере специально обученный) человек мог бы ясно и однозначно воспроизвести записанную мелодию. Более высокие по своему звучанию ноты должны располагаться на графике выше, более низкие — ниже. Ho музыканта интересует не просто то, что одна нота выше или ниже другой: ему требуется знать, насколько одна выше или ниже другой. Измерять высоту нот и позволяют горизонтальные параллельные линейки. К XIV в. в европейской музыке распространилась запись нот на пяти линейках.

Параллельные линии можно наблюдать не только в нотах, но и во внешней форме некоторых музыкальных инструментов: вспомним хотя бы о струнах арф или об органных трубах.

А теперь ради шутки забудем на миг традиционную систему нотной записи на параллельных линейках. Какая мелодия записана на этих «пьяных» линейках? (Тактовые черты здесь также не параллельны.)