Для чего нужна считалка?

И все же считалочка в целом обладает смыслом. Если бы она была полностью лишена всякого смысла, то ее вряд ли стали повторять. Чтобы узнать, кому водить, кому прятаться. В этом и заключается ее смысл. Тому, кто никогда не изучал латыни, может показаться, что слова «Антантенуса» звучат по-латински. Должно быть, в стародавние времена дети, которым случалось присутствовать на торжественных богослужениях и слышать молитвы на малопонятном латинском языке, переняли у взрослых их обычаи и перенесли в свои игры. Производя расчет перед начало игры, дети подражали размеренным движениям священников. Бессмысленные слова, напоминающие по звучанию латынь, как нельзя лучше подходили для этой цели.

А вам приходилось встречать такие случаи, когда бессмысленные сами по себе слова в ходе игры обретали какой-то смысл, подобно тому, как это было в считалочке «Антантенус»?

Представим себе, что перед нами несколько предметов. В каких случаях можно утверждать, что один из них является модификацией, вариантом или вариацией другого? Очевидно, в тех, когда предметы обладают достаточно сильным сходством, но не. полностью повторяют друг друга, когда им присущи не только общие, но и отличительные признаки. Объединяя вариации по каким-либо общим признакам, мы тем самым включаем их в одно большое семейство (см. главу «Структура»).

Именно так принято понимать вариацию и в музыке. Если одна мелодия считается вариацией другой, то между оригиналом и его вариацией имеется определенное сходство, но нет полного совпадения. В чем-то мелодии различаются. Если речь идет о естественных вариациях народной песни (а также пословицы, поговорки или детской считалки), то любую из них можно принять за оригинал, а все остальные — за ее вариации. Если композитор создает несколько вариантов песни или мелодии, то мы говорим о вариациях, имея в виду вариации на тему того общего, что имеют между собой эти варианты (об этом еще пойдет речь в данной главе).

Обнаружить вариации можно, не только переходя от мелодии к мелодии, но и оставаясь в пределах одной и той же мелодии. В фольклорной музыке и в авторских музыкальных произведениях довольно часто встречается такое явление, когда какой- нибудь сравнительно короткий отрезок мелодии или мелодическое звено повторяется в несколько ином звучании: при повторе мелодия звучит выше или ниже, чем в первый раз.

Рассмотрим случай, когда повторное звучание ниже исходного. В венгерской народной песне широко распространены мелодии такого типа, когда вторая половина песни повторяет первую, но звучит ниже. Таковы песни с секвенцией в квинту: «Эй, с Дуная ветер злой», «Спелые гроздья», «Кума милая» и т. д.

Квинту — интервал в 5 звуковых ступеней — вы получите, если сравните соответствующие звуки в двух половинах песни. Цифрой 1 обозначен начальный звук (слева указана нумерация ступеней для восходящей квинты, справа — для нисходящей).

Этот интервал называется квинтой (одна из многих возможных квинт).

Прослушайте вместе с кем-нибудь песню с секвенцией в квинту. Пусть один из вас исполнит первую половину песни, а другой — вторую, звучащую на квинту ниже.

Попробуйте исполнить таким же образом и другие мелодии с секвенцией в квинту.

Мы видим, что вторую половину песен с секвенцией в квинту в некотором смысле можно рассматривать как вариацию первой половины: она такая же, но на пять ступеней ниже. Иногда встречаются и такие вариации, в которых первая половина песни повторяется с перемещением вниз не на пять, а на четыре или на три ступени.

Взгляните на следующий нотный пример. На сколько ступеней понижается мелодия при повторении? (Напомним, что номер 1 получает тот звук, от которого отсчитывается интервал.)

Сравните первую строку со второй. Можно назвать и другие венгерские народные песни с секвентным движением, например «Пал, Ката, Петер», «Расцвела гвоздика», ...