2-й голос

Затем пусть первый голос начнет песню с начала, а второй продолжает петь по-прежнему. В результате оба голоса поменяются ролями: низкий голос окажется вверху, а высокий — внизу, но интервал между ними по-прежнему останется равным квинте.

Если исполнение одной и той же мелодии женским и мужским голосами мы называем параллелью со сдвигом на октаву, то описанный нами вариант исполнения песни «Эй, с Дуная ветер злой» с полным основанием можно назвать параллелью со сдвигом на квинту. Построить такую параллель можно из любой мелодии с секвенцией на квинту, если две ее половины исполнять не последовательно одну за другой, а одновременно на два голоса. Впрочем, исполнять параллельно со сдвигом на квинту можно и такие мелодии, которые не содержат секвенции на квинту. Для этого удобно выбирать хорошо знакомые мелодии, развивающиеся плавно, без особенно больших скачков, такие, как, например, венгерские народные песни «Прекрасная моя роза», «Ветер теплый с гор снега сгоняет», «Видроцкие стада», или песню Золтана Кодая «Кукареку!»

Каким образом интервал, разделяющий звучание двух голосов, можно подобрать так, чтобы он был равен квинте? Проще всего это сделать, если воспользоваться знакомой мелодией, начинающейся со скачка на квинту. Таковы, например, венгерские народные песни «Падает пушистый ...», «Сумму я написал», «Милая девушка», «В сердце».

Пение на два голоса с интервалом в квинту получило широкое распространение еще в давние времена. Родилось оно в VI в. в римских монастырях и примерно через двести лет приобрело необычайную популярность во Франции под названием «органум». Впоследствии параллель со сдвигом на квинту исчезла из европейской музыки и вновь возродилась в народной музыке уже в XX в. Аналогичную эволюцию претерпела в своем развитии и параллель со сдвигом на кварту. Венгерские народные песни, рекомендованные нами для исполнения на два голоса в параллель со сдвигом на квинту, можно петь и со сдвигом на кварту (разумеется, для настройки интервала необходимо подыскать другие песни, которые начинаются со скачка не на квинту, а на кварту, например венгерские народные песни «Лес, лес, маросейский лес», «Звучит труба» и т. д.):

Параллели со сдвигом на квинту и кварту достаточно похожи по своему звучанию. В одиночку их можно исполнить на фортепьяно.

Совершенно иначе, гораздо мягче и привычнее для слуха звучит параллель со сдвигом на терцию. Такое звучание вы получите, спев с кем-нибудь канон на мотив венгерской народной песни «Вылез я тихо из окна». (Мы уже встречались с этой песней в главе «Вариации» (стр. 34). Второй голос вступает со второй половины песни.)

Параллель со сдвигом на терцию так же благозвучна, как параллель со сдвигом на сексту — интервал в шесть ступеней звукоряда.